Спектакль для избранных

Кто виноват в высокой стоимости театральных билетов? Руководители столичных театров называют виновниками перекупщиков, толкающих театры на повышение цен. В интернет-поисковике зритель набирает названия любимой театральной сцены, спектакля и заветное «купить билеты». Первой ссылкой система выдает сайт с названием театра в адресной строке. А дальше... Большинство театралов, увы, понимают, что встречу с прекрасным придется отложить. Потому что если она состоится в этот раз, то до следующей человек может уже недотянуть. Итак, билет на премьеры «Иванов» и «Аудиенция» в Театре Наций обойдутся в 26 600–49 000 рублей, «№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова — в 19 500 рублей, «Юнона и Авось» в «Ленкоме» — в 22 500, «Сон в летнюю ночь» в Мастерской Петра Фоменко — в 15 000 рублей... — На самом деле эти сайты-продавцы не имеют никакого отношения к официальным сайтам театра, — рассказывает «Вечерке» завсегдатай московских театров со стажем Елена Будницкая. — Они сами об этом пишут, но скромненько так, мелким шрифтом. Конечно, это безумные цены! Но надо понимать, что это перекупщики, я, например, у них никогда не покупаю. Однако проблема в том, что и сами театры цены выставляют тоже не божеские — 15 000–20 000. Ну скажите, многие работающие люди могут позволить себе билет по такой цене? Про пенсионеров я вообще молчу... Действительно, в дни премьеры билет на тот же «№ 13D», помнится, стоил 13 000 рублей. Месяц назад рекорд побила «Аудиенция» — официальная цена составила 20 000 рублей. Руководство большинства московских театров винит перекупщиков с сайтов, торгующих билетами. Это они в первый день продаж выкупают билеты блоками, чтобы затем продать их втридорога. Вот и приходится театрам поднимать стоимость на билеты, чтобы между официальными ценами и ценами, выставляемыми продавцами-спекулянтами, была минимальная разница. Ведь в этом случае и выгода для спекулянтов будет не слишком большая. — Я считаю неприличным делать очень дорогие билеты, — объясняет директор Театра им. Евг. Вахтангова Кирилл Крок. — Таким образом мы отсекаем огромный пласт публики, театр становится многим не по карману. Но есть и другие проблемы — спекулянты. Администрация театра, завышая свои цены или выравнивая их с ценами спекулянтов, пытается так с ними бороться. Если учесть обилие театральных сайтов-двойников, эффективность такой борьбы минимальна: цены ползут вверх. Как рассказал газете Кирилл Крок, московское театральное сообщество инициировало несколько поправок в федеральное законодательство: — Согласно им, за перепродажу билетов будет грозить административная ответственность. Коснется она прежде всего тех, кто в день открытия продаж массово скупает самые хорошие места и перепродает их. Это называется нелегальное предпринимательство. Перекупщики не платят налоги. Мы предложили, чтобы их сайты блокировались в досудебном порядке. Месяц назад вице-премьер Ольга Голодец поддержала эту инициативу. Даст ли это результат, даже если законопроект будет утвержден? Сомнительно, потому что: — По действующему законодательству каждый театр самостоятельно устанавливает цены на билет, — поясняет директор Театра Наций Мария Ревякина. — В зависимости от спроса на спектакль, от занятых в нем актеров, от времени года, от дня недели. У нас нет актеров в штате театра, поэтому мы обязаны рассчитаться с ними с продаж билетов. Высокая стоимость билетов в Театр Наций уже стала притчей во языцех. — Почему в театре заоблачные цены на билет, особенно на спектакль «Иванов»? — недоумевает, оставляя отзыв на одном из специализированных сайтов москвичка Людмила. — «Смертным» туда вход запрещен, что ли? На каком основании выставлен ценник на билеты? Театр Наций — единственный из московских театров, у которого нет своей труппы. В ценообразовании играет значение все, и прежде всего — запрашиваемый гонорар артистов. Но какое актриса Инна Чурикова и режиссер Глеб Панфилов могли запросить вознаграждение, чтобы цена билета на премьеру «Аудиенции» составила 20 000 рублей? Мы об этом не узнаем — коммерческая тайна. Хотя высокая стоимость билета еще не гарантирует качества постановки. Ведь все гениальное просто и, как следствие, доступно. Поэтому, как поется в песне: думайте сами, решайте сами. Смотреть или не смотреть. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Татьяна Москвина, театральный критик: - В принципе московские сценические ценности довольно доступны. Всего за 1,5–2 тысячи рублей можно стать зрителем «Мастерской Петра Фоменко» или «Студии театрального искусства» Сергея Женовача, увидеть мрачно-изысканные постановки Камы Гинкаса в ТЮЗе или великолепную плеяду артистов Малого театра. За 2–3 тысячи вас ждут такие «блюда», как Рената Литвинова в «Свидетеле обвинения» (МХТ им. А. П. Чехова) или антрепризный моноспектакль Михаила Ефремова. 4–5 тысяч — и вы видите Олега Меньшикова в «1900» или «Оркестре мечты» в Театре им. М. Н. Ермоловой. Так что тема завышенных цен на театральные билеты — это тема одногодвух театров. Так, в Театре Наций премьерные цены ни с чем не сообразны и неприличны. Сочетание цены и качества — парадокс. Ну кому может понадобиться опус Тимофея «Тангейзера» (режиссер Тимофей Кулябин. — «ВМ»), то есть якобы «Иванов», якобы по Чехову, за 15–20 тысяч?! ЦЕННИК Спектакли 28 апреля 2017 года (официальные цены на билеты в рублях) «ЛЕНКОМ» ■ «Юнона и Авось»: партер 3000–5000; амфитеатр 2400–2700; бельэтаж 300–2300. ТЕАТР ИМ. ВАХТАНГОВА ■ «Гроза»: партер 2300–2800; амфитеатр 800–1800; бельэтаж 650. ТЕАТР ИМ. МОССОВЕТА ■ «Не все коту м асленица»: партер 2000; амфитеатр 1000–2000; бельэтаж 1000. МХТ ИМ. А. П. ЧЕХОВА ■ «Крейцерова соната»: партер 600–2500; амфитеатр 500–1200; бельэтаж 600–1500. ТЕАТР НАЦИЙ ■ «Аудиенция»: партер 11 000–15 000; амфитеатр 7000–11 000; бельэтаж 3000–6000.

Спектакль для избранных
© Вечерняя Москва