Войти в почту

Понаехали: в Москву привезли авангард из провинциальных музеев

МОСКВА, 30 марта — РИА Новости, Анна Михайлова. От громких имен рябит в глазах, здесь собраны все сливки русского авангарда — от Малевича до Фалька, от Кандинского до Кончаловского. В Еврейском музее и центре толерантности открылась вторая часть прошлогодней выставки-хита "До востребования". Это уникальный проект "Энциклопедии русского авангарда" и куратора Андрея Сарабьянова. Он путешествует по стране и выуживает из коллекций региональных музеев шедевры, о существовании которых там даже не всегда знают. В этот раз Сарабьянов привез в столицу сотню произведений из 17 городов. Среди них есть как работы всемирно известных авангардистов, так и совершенно забытых художников. Экспозиция охватывает период с 1917 до начала 1930-х годов. Работа художника Петра Кончаловского "Балаклавские рыбаки" Целое поколение художников, взращенное революцией. Будучи воспитанниками великих мастеров авангарда — Малевича, Родченко, Поповой, Степановой, — они вскоре столкнулись с официальным запретом на это искусство и были вынуждены уйти в подполье или "перековаться" под нужды соцреализма. Их ранние работы сгинули при конфискациях, в войну, были на десятилетия похоронены в запасниках региональных музеев. Стараниями Андрея Сарабьянова у столичной публики появилась возможность увидеть самые знаковые из них. РИА Новости записало истории куратора о находках, которыми он особенно гордится. Густав Клуцис, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых Чертеж русского авангардиста Густава Клуциса Клуцис — известный русский авангардист, но его больше знают как автора плакатов. Он очень много работал в различной типографике. А вот таких вещей, как этот чертеж из Вятского музея, — довольно мало, так что вещь это уникальная. Графика из Вятского музея представляла собой пачку, которую привез из Витебска и сдал в местный музей художник Чарушин. Когда я приезжал впервые в Вятку, хранитель музея поднес мне пачку этой графики. Там были работы, которые присутствуют сейчас на выставке: Кандинский, еще работы небольшие витебской школы. Но все без инвентарных номеров, то есть они даже не были занесены в реестр. Эту папку держали где-то под лестницей. Как Клуцис туда попал мы, конечно, не знаем и уже никогда не узнаем. Роман Семашкевич, "Всадник", 1933. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары Роман Семашкевич "Всадник" Семашкевич — художник, пострадавший во время культа личности. Он был арестован по ложному доносу, как это случалось сплошь и рядом в 1930-е годы. Все его работы тоже были арестованы, вывезены из мастерской и канули в лету в подвалах ЦК. Осталось совсем мало картин художника, около пяти, а он был очень знаменит при жизни, учился во ВХУТЕМАСе, и про него говорили, что это — гений. "Всадник" — редкая его работа, одна из жемчужин этой выставки. Татьяна Глебова и Алиса Порет, "Дом в разрезе", 1931. Ярославский художественный музей Алиса Порет и Татьяна Глебова "Дом в разрезе" Уникальное произведение — эта работа сделана двумя художницами. Обе они учились у Филонова и часто работали вместе, как писатели Ильф и Петров. Эта работа долго реставрировалась, потому что попала в музей, разрезанная на четыре части. Работники Ярославского музея выкупили их у наследников Глебовой и соединили вместе по уцелевшей фотографии. Одной части внизу до сих пор не хватает: она, к сожалению, утрачена. Варвара Бубнова, композиция. Яранский краеведческий музей Варвара Бубнова "Композиция" Это одна из совершенно уникальных находок. Она фигурировала на выставке 1921 года, а потом исчезла. Я нашел ее в городе Яранске — вместе с еще одной работой она лежала в совершенно ужасном виде, не отреставрированная. Бубнова в 1923 году уехала в Японию и стала там известной художницей. Данная картина, видимо, сделана в 1919 году. Она абсолютно никому никогда не была известна, выставляется тут впервые. Иван Удод, неоконченный декоративный этюд, 1922. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко Иван Удод "Неоконченный декоративный этюд" Иван Удод — художник, о котором мы не знаем ничего, кроме его фамилии. Это мастер, который работал на Украине, но даже там о нем ничего неизвестно. Мы знаем только, что он участвовал в двух выставках в Харькове и Киеве в начале 1910-х годов. В Краснодарском музее есть небольшая коллекция его произведений — как они туда попали, тоже загадка, но по ним мы можем составить хотя бы некоторое представление о стиле, в котором он работал. Он интересен тем, что это одно из забытых имен. Я очень хотел его привезти, ведь возможно, благодаря кому-то из зрителей, мы узнаем больше о биографии художника. Павел Мансуров, "Беспредметное", 1917-1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых Павел Мансуров "Беспредметное" В 1928 году Павел Мансуров поехал в командировку в Италию и не вернулся. Через год он эмигрировал во Францию и прославился там как автор абстрактных композиций. Но начинал он в России, и вот это очень редкая работа, которая принадлежит российскому периоду. Единственное полноценное произведение Мансурова, которое есть в России. Завершенная композиция, очень красивая, беспредметная. Ценность ее именно в том, что она — единственная в российских региональных музеях. Сенькин С.Я., беспредметная композиция, 1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Сергей Сенькин "Беспредметная композиция" Сергей Сенькин — один из учеников Малевича. Месяц назад я был в библиотеке Центра Помпиду в Париже, и хранитель мне показал рукописный журнал на русском, о котором они вообще ничего знали и не понимали, что это такое. Оказалось, что на обложке супрематистский рисунок Сенькина. Дело в том, что работ Сенькина того времени практически не найти, потому что потом он уже занимался конструктивизмом, затем стал оформителем — перешел, так сказать, к прикладным искусствам. А вот таких чисто живописных работ буквально две или три осталось.