ЕКАТЕРИНБУРГ, 31 марта. /ТАСС/. Инсталляция "Коммунист Б. Н. Ельцин" (1988 г.) уральского художника-оформителя Николая Федореева представлена в Екатеринбургской галерее современного искусства, где в пятницу открылась выставка "Ненормативная эстетика 1980-1990 годов". Об этом сообщила арт-директор галереи Елена Щипицына на пресс-конференции в Уральском информационном центре ТАСС. "Сегодня галерея представляет проект "Ненормативная эстетика 1980-1990 годов", где мы попытаемся восстановить уникальную творческую атмосферу одной из первых в России демократических выставок. Она называлась "Сурикова, 31", прошла в Свердловске 30 лет назад и стала легендарной. Мы покажем одну из самых скандальных работ того времени - инсталляцию "Коммунист Б. Н. Ельцин" Николая Федореева", - сказала Шипицина. По словам участника тех событий, художника, коллекционера свердловского андеграунда Игоря Шурова, "смелая работа была запрещена исключительно по политическим соображениям". "Портрет был не принят местной властью, его велели снять, но мы не делали этого, после чего картина несколько раз странным образом пропадала и находилась. Решение принял сам Федореев: чтобы выставку разрешили открыть, он убрал работу. Узнав об этом, несколько других художников в знак протеста тоже сняли свои картины", - рассказал он. Шипицына добавила, что работа Федореева, созданная во время политической опалы после выступления Ельцина на Пленуме ЦК в 1987 году, стала пророческой. "Инсталляция состоит из нескольких планшетов, создающих в пространстве вертикальную лестницу, центром которой является Ельцин. С помощью атрибутов времени отражены основные этапы его профессионального пути. Последняя ступень, которая как бы легла ему на плечи, - большая красная буква "П". В то время мы воспринимали это, как тяжелую ношу партии, а сегодня - как ношу президентства", - пояснила искусствовед, отметив, что "с того времени инсталляцию мало кто видел". Выставка "Сурикова, 31" Проект "Ненормативная эстетика 1980-1990 годов" возвращает посетителей в 1987 год, когда в новом здании Дома культуры Ленинского района Свердловска по адресу ул. Сурикова, 31 прошла одна из первых в России демократических выставок "без жюри", в которой мог участвовать любой желающий. Возможность самовыражения и честного высказывания получили малоизвестные тогда авторы - Игорь Шуров, Николай Федореев, Виктор Гончаров, Виктор Трифонов, Валерий Павлов. Площадка превратилась в живую дискуссию художников со зрителями. "Мы покажем работы, которые прошли проверку временем, не утратили смысла и выразительности. Зритель увидит первые для того времени инсталляции, ассамбляжи, интерактивные картины, первые опыты фактурной живописи, соц-арта. Все это впервые было представлено в России 30 лет назад", - сказала Шипицына. Искусствовед, участник тех событий Марианна Браславская отметила, что свои произведения на выставку 1987 года принесли около 200 художников, а работы фотографов, которые не поместились, разложили прямо на полу. "Чтобы попасть на эту выставку, приходилось час простоять в очереди, на нее приезжали посмотреть из других городов, такой она вызвала интерес. Увиденное не укладывалось в привычную эстетику, мы не знали, как к этому относиться. Но выставка послужила развитию инакомыслия у художников всей нашей страны, работы уральских художников поразили в свое время режиссеров Сергея Соловьева и Александра Сокурова", - вспоминает она. По мнению Шипицыной, экспериментальная выставка изменила отношение власти к современному искусству. "Она дала понять властям, что игнорировать свободное искусство невозможно, у него есть зритель, стали срочно думать, как это контролировать. Уже через год работы свободных художников предложили выставить в Свердловске в музее изобразительного искусства на улице Воеводина, который был государственным", - добавила она. По словам экспертов, похожие движения возникали во многих городах, но быстро угасали, и "только Екатеринбург последовательно развивал дух свободы в творчестве". "Тогда (конец 1980-х годов - прим. ТАСС) в Свердловске возникло сразу несколько уникальных культурных явлений - свердловский рок-клуб, экспериментальные выставки, дискуссионная трибуна Геннадия Бурбулиса. В тот момент, когда страна менялась, Свердловску удалось, в том числе благодаря искусству, стать интеллектуальным, культурным, политическим центром, занять свое особое место в жизни страны, которое город на протяжении 30 лет сохраняет, находится в авангарде", - сказал политолог Александр Рыжков.