Театральный критик: профессия или призвание?

Если вспомнить жанры журналистики, то рецензия относиться к одной из трех групп – аналитической. Проще говоря, театральный критик анализирует спектакль. Он всматривается в каждую деталь, ведь любая мелочь имеет значение. Но рецензия – это не всегда ”критиканство”. Никто не станет читать материал, где эмоционально написано: ”Ваш спектакль – отстой”. "Дамир Муратов из Омска на Триеннале российского современного искусства в Москве представил свою работу ”Художника может обидеть далеко не каждый”– концептуальную надпись на холсте. Как и во всяком подобном акционизме вместе с шутливой игрой слов здесь можно увидеть важный смысл , – рассказывает Алексей Гончаренко, театральный критик. – Иногда резкое замечание критика позволяет, оставив в стороне эмоции, что-то поменять в сцене и сделать ее крепче, а иногда неожиданный комплимент способен удручить автора (он-то ожидал, что отметят нечто для него более дорогое в работе). Просто ругать режиссеров и артистов критику не нужно, так же, как и просто хвалить, это могут и зрители. Продуктивнее для театрального процесса анализировать, разбирать, задавать вопросы и задаваться вопросами, и тогда вместе с аргументами родится оценка произведения искусства, без которой нельзя, все-таки критик – это не автор од, он не слепо восхищается, а уважает тех, о ком пишет" . Для того чтобы писать в этом жанре, мало знать, что такое театр. Критик – это отборная солянка в хорошем смысле этого слова. Он прекрасно разбирается не только в театральном искусстве. Критик немного философ, немного социолог, психолог, историк. Режиссер, актер, драматург. И, в конце концов, журналист. Фото: Кино-Театр.РУ "Как представитель театральной профессии, критик должен постоянно сомневаться , – делится мнением Елизавета Сорокина, главный редактор журнала ”Барсук-театровед”. – Нельзя только утверждать. Надо постоянно выдвигать гипотезы. А потом проверять – так оно или нет. Главное, не бояться ошибок, ценить каждую. Нужно не забывать, что театральный критик – профессия такая же творческая, как и все другие театральные. То, что критик ”по ту сторону рампы”, ничего не меняет. Единица высказывания режиссёра – спектакль, актёра – роль, драматурга - пьеса, а критика – его текст". Одна из сложных задач для критика – написать материал для всех. Подстроиться под каждого читателя, имеющего свои вкусы и пристрастия. Аудитория рецензии достаточно большая. В нее входят не только зрители, но и постановщики спектаклей (хотя многие маститые режиссеры утверждают, что не читают критику на свои произведения), а также коллеги по цеху. Представьте, какие это разные люди! Каждый их них по-своему смотрит на театр. Для кого-то это ”весело провести время”, а для других ”кафедра, с которой можно много сказать миру добра” (Н.В. Гоголь). Для каждого читателя материал должен быть полезен. Фото: www.board.com.ua В большинстве случаев рецензии пишут люди, которые обучались пониманию театрального искусства изнутри – это театроведы. Выпускники московской школы (ГИТИС), санкт-петербургской (РГИСИ) и других. Люди же с дипломом журналиста не всегда попадают в сферу культуры. Если сравнить театроведа и журналиста, то получается интересная аналогия: и у тех, и у тех есть свои достоинства и недостатки при написании рецензий на спектакли. Критики, закончившие театроведческий факультет, не всегда имеют представление о жанрах журналистики. Бывает даже, что за большим количеством терминов они забывают, что неэлитарному читателю быстро наскучит обилие непонятных слов. Критики с журналистским образованием не дотягивают по своим параметрам: им часто не хватает характерных знаний о театре, о его особенностях, а также профессиональной терминологии. Они не всегда не понимают театр изнутри: их просто не учили этому. Если жанры журналистики можно изучить довольно быстро (хотя, и не с первого раза), то освоить теорию театра за пару месяцев просто невозможно. Получается, недостатки одних – достоинства других. Фото из ФБ Павла Руднева "Театроведческий текст перестал быть средством заработка, культурные полосы в СМИ сократились до невозможности, остальные газеты резко поправели , – рассказывает Павел Руднев, театральный критик и театральный менеджер, кандидат искусствоведения. – Если в 1990-е столичный спектакль мог собрать 30-40 рецензий, то сегодня пресс-секретари счастливы, когда о спектакле выходит хотя бы одна рецензия. Самые резонансные работы вызывают десять рецензий. Безусловно, это следствие, с одной стороны, рынка, выдавливающего то, что нельзя продать, с другой стороны, это следствие недоверия к современной культуре, новому театру, новым людям, приходящим в культуре. Если с первым смириться можно, то второе – по-настоящему катастрофа. Многие говорят о том, что критик сегодня становится менеджером, продюсером. И это, увы, вещь вынужденная: нужно обеспечивать себя, свою семью. Но проблема в том, что репутация и авторитет критика все равно, прежде всего, создается именно текстами, аналитикой. И то, что сегодня для молодых театральных критиков крайне мало возможностей, - это беда, так как созревание критика - это многолетний процесс. Из вузов никто не выходит полностью готовым, оснащенным. Когда я начинал, то мне неоценимую помощь оказали старшие театроведы, которым я благодарен за это доверие, - Ольга Галахова и Геннадий Демин в газете "Дом актера", Григорий Заславский в "Независимой газете". И в этом был свой смысл: возникала преемственность - ты помогаешь мне, я помогаю другим. Проблема в том, что сегодня эту линию даже негде протянуть. Сегодня, увы, могут предложить свои возможности только бесплатные возможности интернета. Например, Молодежный совет СТД РФ создал блог для молодых критиков ”Start Up”. Поле для текстов широкое, так как затрагивает не только столичные культуры, но и, прежде всего, регионы. Но ведь плохо, что за тексты мы ничего не платим. Это стыдно!"

Театральный критик: профессия или призвание?
© Ревизор.ru