Арт-терапия для "детей дождя": как пензенский театр работает с аутистами

Художественный руководитель пензенского областного театра Сергей Казаков решился на уникальный эксперимент — в его студии актерского мастерства "Первая скрипка" с сентября 2016 года занимаются дети с синдромом Дауна, а сейчас мастер начал отбор детей-аутистов. "Никаких методик работы с детьми-аутистами в России нет. Мы пытаемся с помощью актерских техник раскрепостить этих детей, это занятия арт-терапией. Моя задача научить этих детей социализироваться и дать им возможность через творческие занятия открыться миру. Пока на занятия по субботам в репетиционные классы пензенского областного театра мы хотим привести не более семи детей с диагнозом "аутизм". Сейчас я работаю персонально с каждым кандидатом, к таким деткам надо попасть в ближний круг, чтобы начать общаться", — рассказывает Сергей Казаков. Первые репетиции стали настоящим откровением — оказалось, что прежде чем учить роли, детям-аутистам необходимо освоиться в помещении, наладить коммуникационные каналы, да просто начать говорить в незнакомой обстановке. На помощь педагогам "Первой скрипки" пришли сами родители детей аутистов, они представляют общественную организацию "Сила настоящего" "Мы хотим пригласить консультанта из Самары, специалиста по работе с аутистами Екатерину Седых, она проведет диагностику детей и даст персональные рекомендации по работе с каждым из наших будущих актеров", — рассказывают родители. А в театре уже готовится новый проект для "особенных" детей. Спектакль "Аленький цветочек" будет показан в конце апреля. Первыми зрителями адаптированного показа "Аленького цветочка" станут именно дети-аутисты "Мы соберем их на спектакль в качестве зрителей, чтобы увлечь их магией театра. К таким детям нужен особенный подход, надо, чтобы сложились доверительное отношение. Постановка тоже будет учитывать особенности восприятия внешнего мира детей с диагнозом "аутизм" — не будет громких шумов, музыки, резких световых перепадов", — рассказывает о будущей премьере заведующий литературной частью театра Виталий Соколов. Театр — это всегда эксперимент "Театр в провинции — это всегда эксперимент, новация и такая точка притяжения, к которой люди тянутся за развитием. В 2011 году труппа театра пополнилась сразу 11 молодыми актерами, выпускниками Саратовского театрального института. И тут появилось понимание, что смену надо готовить здесь, в Пензе", — вспоминают актеры и педагоги о том, как родилась идея создать лабораторию актерского мастерства "Первая скрипка". На первые отборочные показы в 2015 году пришли столько детей и взрослых, что педагоги набрали сразу три группы воспитанников. В младшей группе занимались дети с трех лет. Сергей Казаков уверен, что работа с детьми помогает ему найти новое вдохновение, эмоции и заряжает оптимизмом и энергией. В "Первой скрипке"преподают мастера пензенской сцены — заслуженные артисты России Галина Репная, Наталья Старовойт. Сам худрук театра Сергей Казаков работает здесь второй сезон. Каждый учебный год лаборатории завершается спектаклями на большой сцене. Младшая группа "Первой скрипки" показала современную пьесу "Буратино.ru" по мотивам известной сказки, а весной 2016 года взрослые воспитанники лаборатории представили спектакль "Влад III Басараб". "Мы решили, что все спектакли лаборатории "Первая скрипка" будут благотворительными. Наши зрители — дети из многодетных семей, дети-инвалиды и воспитанники домов-интернатов. После первого спектакля, где играли наши малыши, многие зрители тоже захотели стать актерами. Так родился новый эксперимент — появилась группа "Солнечных детей" — даунят и вот теперь аутисты", — поясняет Казаков. Желание помочь Группа детей с синдромом Дауна "Солнечные дети" была набрана осенью 2016 года. "В нашем обществе уже сложилось отношение к таким детям — жалость и непонимание, неприятие. А это неправильно, — говорит Сергей Казаков. — Таким детям нужно сопереживать и сочувствовать, а это уже другой вектор отношения — желание помочь". Два года подряд пензенский областной театр драмы принимает участие в фестивале "Театральный дивертисмент" в Израиле. Там пензенские актеры увидели, как в зал привозят инвалидов, приводят незрячих, на спектаклях бывают и дети. "Там просто другое отношение к инвалидам, а уж к особенным детям тем более. Их не сторонятся, они полноправные члены общества, им рады в театре. И хочется, чтобы в нашем городе тоже что-то поменялось. Возможно, отсюда и появилось желание у наших актеров работать с "особенными детьми"", — поясняет Виталий Соколов. В Пензе родители особенных детей объединились для решения своих проблем с реабилитацией, воспитанием и обучением в общественную организацию "Сила настоящего", и активисты этого объединения делают все, чтобы их дети стали частью общественной жизни Пензы. Они появляются на городских мероприятиях, становятся героями фотовыставок, для них проводят концерты и спектакли. Так 2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, один из пензенских кинотеатров устроит специальный кинопоказ для детей из общественной организации "Сила настоящего". Мультфильм про Смурфиков тоже будет адаптирован для особенных детей. Пенза станет большой площадкой, которая напомнит горожанам о проблемах "людей дождя". На стене областного драмтеатра и еще на нескольких высотках в Пензе появится синяя подсветка, а вечером стена драмтеатра станет большим проектором, на котором будет демонстрироваться документальный фильм "Каждый 88". Для Пензы такой социальный эксперимент уже масштабное явление, мамы детей "с чистой душой", как называют своих детей с диагнозом "аутизм" признаются, что общество их не принимает. Для "ребятишек дождя", особенных и таких доверчивых, нет кружков и секций, им часто и поиграть негде, а тут сразу сцена областного драмтеатра или зал кинотеатра. Наталья Наземнова

Арт-терапия для "детей дождя": как пензенский театр работает с аутистами
© ТАСС