“Блеск, забвение и возвращение в свет”. В Воронеже открылась выставка ученицы Репина Елены Киселевой
С 17 декабря прошлого года по 12 марта эта чуть более расширенная экспозиция под названием “Элегантный век” демонстрировалась в Музее Русского Импрессионизма в рамках проекта, призванного познакомить российскую публику с незаслуженно забытыми и выпавшими из истории русского искусства мастерами. И вот теперь, работы вернулись в Воронеж, на родину Елены Киселевой. Это первая с 1974 года выставка, представляющая наиболее полную коллекцию известных на сегодня работ Киселевой, которую Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского собирает с 1960-х годов, когда искусствовед Маргарита Лунева стала искать автора “Маруси”, женского портрета, ставшего со временем визитной карточкой музея. В конце 20-х годов прошлого века мать художницы передала эту картину в дар краеведческому музею Воронежа, а позже она перешла в коллекцию областного художественного музея. Сама Елена Андреевна Киселева на тот момент уже жила в Сербии, куда эмигрировала после революции вместе со своей семьей - супругом, профессором математики Антоном Билимовичем и сыном Арсением. Судьба последнего оказалась трагична - в 1942 году Арсений попал в немецкий концлагерь. Через два года он вернулся оттуда живым, но здоровье его сильно подорвалось, и вскоре он умер. В те трагические дни Киселева написала “Портрет сына на смертном одре”. Это был последний рисунок художницы, после смерти сына она оставила занятия живописью навсегда. До самой своей смерти Елена Андреевна держала этот рисунок у себя в комнате, а после смерти, по ее завещанию, во время кремации он был сожжен. В парке. 1908 г. (не окончено). Фото Дарьи Кобзаренко Сегодня Елену Киселеву заслуженно причисляют к той плеяде русских художниц, имена и творчество которых украсили отечественное искусство начала XX века. Среди них такие мастера портретного жанра как Зинаида Серебрякова, Ольга Делла-Вос-Кардовская, Елизавета Кругликова, Анна Остроумова-Лебедева. Однако, имя Елены Киселевой, одной из любимых учениц Ильи Репина, чьи картины покупал Максим Горький, на долгое время оказалось забыто, а ее творческое наследие рассеяно по частным коллекциям. Благодаря усилиям воронежского искусствоведа Маргариты Луневой в середине 60-х годов XX века ситуация начала исправляться. Найдя в ленинградских архивах письмо Киселевой Репину с обратным адресом, Лунева написала в Белград и через музейных сотрудников белградского художественного музея разыскала саму художницу. Между ними завязалась переписка, которая длилась семь лет - до самой смерти Елены Киселевой в 1974 году. Автопортрет с зеленой вазой. 1910 г. Фото Дарьи Кобзаренко В одном из первых писем Елена Андреевна писала: “Большое спасибо Вам за Вашу необыкновенную заинтересованность моей судьбой, моей жизнью, за то, что Вы меня, так сказать, "вытащили на свет". Благодаря Вам, я нашла своих родных – оказалось, что у меня много племянниц и их детей еще. А я считала, что у меня никого в России нет”. Сегодня в фонде Воронежского художественного музея имени Крамского находятся 42 работы Елены Киселевой, большинство из которых переданы в дар музею автором. Первая персональная выставка Елены Андреевны открылась в 1969 году и была приурочена к 90-летию художницы. Выставочный проект “Блеск, забвение и возвращение в свет” - не конец, а начало, уверена заведующая экспозиционным отделом Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, искусствовед Ольга Рябчикова. Есть еще наметки и адреса, которые, дай бог, помогут в искусствоведческих раскопках отыскать еще не одну работу художницы Елены Андреевны Киселевой.