Марк Розовский: Хотелось верить, что желанное возможно
3 апреля свое 80-летие отпраздновал отец-основатель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский. Обозреватель «ВМ» побеседовала с мэтром столичной сцены.На театральной карте Москвы театр «У Никитских ворот» стоит особняком, потому что его репертуар эксклюзивен. Столь же необычен и эксклюзивен и художественный руководитель этого коллектива. — Марк Григорьевич, мы с вами знакомы тысячу лет. Не сомневаюсь, что в день своего рождения вы чем-то обрадовали поклонников театра «У Никитских ворот»? — Мы сыграли премьеру спектакля «Папа, мама, я и Сталин». В 2013 году у меня вышла одноименная книга, посвященная истории жизни родителей, их любви и разрыва. Это трагическая история, потому что отец был репрессирован, а потом реабилитирован, она — про мое поколение и сталинщину. Сегодня эта тема, к сожалению, становится все более актуальной и злободневной. Спектакль, как мне кажется, может нас подтолкнуть к честному анализу и пониманию прошлого, потому что основан на документальном материале. В его центре — судьба одной из миллионов семей, пострадавших в сталинское время. Я считаю, что нам всем нужно знать правду, но не все, увы, этого хотят. Когда мы правду забываем — это больно. Надеюсь, что наш спектакль убедителен и для тех, кто хочет ее знать, и для тех, кто не хочет. — У каждой труппы есть свое лицо. Куда вы сегодня держите путь? — Моя главная театральная концепция, которой придерживаюсь долгие годы, — «живой академизм». Это означает верность автору по сути — его языку, стилю, миросознанию. Мы хотим во все это проникнуть и распознать. Но вместе с тем театр — это всегда версия, трактовка и режиссерское личное понимание авторского мира. Еще нам важна многожанровость, разноязыкость — у нас присутствуют психологическая драма, фарс, трагедия, мюзикл, комедия. Эти задачи требуют воспитания собственной актерской команды со своим стилем. Мне всегда хотелось, чтобы наш театр был необычным. Хотелось верить, что желанное возможно. И у нас действительно своя, особая история, публика, и вот уже 34-й сезон идет свой оригинальный репертуар. — Что является высшей ценностью репертуарного театра? — Хороший актерский ансамбль. К сожалению, эта традиция, заложенная еще К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, долгие годы размывалась: появилось множество антреприз, которые являются временными приютами комедиантов. Все это происходило и до Станиславского, и ведь именно от этого серьезный, глубинный, мощный театр отказался в свое время. Знаете почему? В антрепризный театр режиссер набирает актеров, исходя из уже существующих представлений об артисте. Здесь не может быть открытия артиста, а лишь эксплуатируется то, что уже известно, его штампы. Так работает антреприза. А вот если театр репертуарный, то я могу спланировать, чтобы артист контрастировал в репертуаре. — Чем заполнена еще ваша жизнь, кроме театра? — Только что издал книгу своего покойного друга, известного драматурга Виктора Славкина. После него осталось 43 тетради дневниковых записей — уникальных, сенсационных. «Разноцветные тетради, или Записи на обратной стороне жизни» содержат точные, блестящие наблюдения, оценки, убийственные характеристики разных лиц на протяжении десятилетий. Это документ эпохи. Счастлив, что память о моем друге с моей помощью продолжится вот так. — Свой 80-й день рождения вы отмечаете в театре? — Наш премьерный спектакль веселым действом не назовешь. Но я именно этого и хотел: каждый автор имеет право на автобиографическое произведение, а поскольку оно посвящено моим родителям, благодаря которым я могу праздновать юбилей, то хотелось вспомнить их судьбу именно в этот день. Мои ребята и коллеги подготавливали капустник. А 17 апреля уже в театре «Геликон» состоится большой спектакль-концерт, носящий юбилейно-праздничный характер, где будут участвовать мои друзья, а также ученики. Почему мы выбрали сцену «Геликона»? Он находится сегодня в том самом здании, где когда-то начинался и наш Театр «У Никитских ворот». СПРАВКА Марк Розовский (род. 3 апреля 1937 года) — режиссер и драматург, народный артист России. Художественный руководитель «Театра у Никитских ворот» с 1983 года. Ставил спектакли в Московском мюзик-холле, МХАТе, БДТ, Мариинке, Александринке и других театрах.