Юлия Пересильд: Остановить женщину, которая любит, невозможно
Премьера на сцене театра Наций - спектакль "Грозагроза" по пьесе Островского. Актриса рассказала "ВМ" о своей новой работе. Поставил одну из самых, пожалуй, известных пьес Островского режиссер Евгений Марчелли, лауреат театральной премии «Золотая маска». По словам исполнительницы главной роли, такой сложной в физическом и эмоциональном плане роли ей до этого играть не приходилось. — Юлия, первым делом хочется спросить: как вы справляетесь с такой нагрузкой? — Так спектакль и существует исключительно на энергии. Все построено на том, что влюбленная женщина способна свернуть горы. Она совершенно непредсказуема, нельзя предугадать, что Катерина сделает через минуту, потому что ею движет «гормон любви». Ее влюбленность сильнее страха, стыда, боли. — Ваша Катерина Кабанова — женщина из XIX века или вы играли женщину вне времени и пространства? — В спектакле использован текст автора «Грозы». Я видела много постановок, в которых текст Островского звучит тяжело, местами пафосно. Но мне кажется, что во времена Островского диалоги, которые произносят герои, были простыми и ясными. Мне хотелось придать речи Катерины легкости, разумеется, не в ущерб содержанию. Режиссер спектакля Евгений Марчелли во время репетиций говорил нам: «Не говорите словами, говорите мыслями». В Катерине нет открытого геройства, которым ее наделили критики и литературоведы. К тому же говорит она одно, а думает о другом. В ее голове и в сердце — только любовь к Борису. И я очень хочу донести это до зрителя. — Режиссер Евгений Марчелли в своей постановке показывает все стихии: землю, небо, воду, огонь. Какая стихия преобладает в вашей героине и какая — в вас? — Я человек терпеливый, трудолюбивый, внешне спокойный, поэтому моя стихия — земля. Катерина, вне всякого сомнения, — воздух. Иначе бы она так часто не обращалась к небу и не мечтала о полете. Любовь — вот ее полет. Марчелли поставил спектакль о любви Катерины и Бориса, а не только о ее страданиях. Не могу не сказать, что спектакль выпускался в абсолютной творческой любви, что бывает крайне редко. В моей театральной жизни это второй раз. Первый — в спектакле Херманиса «Рассказы Шукшина». — «Гроза» перенесена в наше время, поэтому спектакль — и о нас с вами. Как вы думаете, разве сегодня Катерина бросилась бы с обрыва из-за того, что на нее ополчились муж и свекровь? — Нужно четко понимать, что финал нашего спектакля — художественный, поэтический. Это не призыв прыгать с крыш из-за любви. Катерина, какой написал ее Островский, не могла поступить по-другому. Совесть бы не позволила. Грех, понимаете? Когда я училась в Литературном институте, то по «Грозе» писала работу. Узнав про спектакль, подумала: «Все уже сказано, все сыграно, и ничего нового поставить нельзя». Но после разговора с режиссером поняла, что «Гроза» — про сегодняшний день. Очень люблю сцену в спектакле, когда избитая мужем Катерина встречается с Борисом. Раньше я видела «причесанные» сцены — с налетом романтизма. Мою Катерину боль не смущает — она уже прошла через все, и умирать ей не страшно. Для нее важно увидеть любимого в последний раз. Любовь — величина, которая не зависит от времени. — Любопытно, что в спектакле двух мужских персонажей, Бориса и Тихона, играет один актер — Павел Чинарев... — Это оправданный ход. Женщины, как правило, любят тот образ мужчины, который сами себе придумали, и образ этот, скажем так, повторяется. Ошибки ничему нас не учат. Все мы влюбляемся в один образ. Катерина разлюбила мужа Тихона и влюбилась в похожего по характеру, по сути своей мужчину — Бориса. — Вы знаете ответ на вопрос: какие черты характера отличают русскую женщину от всех остальных? — Нет, зато точно знаю, что остановить женщину, которая любит, невозможно. Она и прекрасна, и опасна одновременно. Считаю, что мне повезло: все героини, которых я сыграла и играю, — любят. СПРАВКА Юлия Сергеевна Пересильд родилась 5 сентября 1984 года в Пскове. Актриса театра и кино, заслуженная артистка России, лауреат премий «Хрустальная Турандот» и «Золотой орел». Актриса Театра на Малой Бронной и Государственного театра Наций. В фильмографии — около 40 ролей, в их числе фильм «Битва за Севастополь», сериалы «Палач», «Таинственная страсть» и «Дело гастронома № 1».