Опасайтесь подделок! Некоторые эксперты предлагают уничтожать картины-фальшивки

8 и 9 апреля в столице будут работать сразу два блошиных рынка – ярмарка в Центральном доме художника и антикварный маркет «Блошинка». А ведь подарить другу что-то красивое и старинное, когда у него все уже есть, — отличная идея. Но как выбрать что-то действительно настоящее и старинное? Как суметь разобраться в этом разнообразии всевозможных древностей и не купить новодел? «ВМ», заручившись поддержкой экспертов, провела собственное расследование.В середине 1990-х годов был популярен такой анекдот. Приходит новый русский в «Эрмитаж» и просит продать ему картину из коллекции. Директор долго не соглашается, но, понимая, что вырученных денег хватит и на зарплату всем работникам, и на ремонт, соглашается. Счастливый новый русский звонит по мобиле и сообщает: «Открытку боссу я уже купил. Теперь дело за подарком». В своей покупке новый русский мог быть уверен: картина — подлинник. Других в «Эрмитаже» нет. Но в другом месте легко нарваться на подделку. СТАРИННЫЙ ЛАК — ОРУЖИЕ МОШЕННИКА А кого из русских художников подделывают мошенники чаще всего? Оказывается — Айвазовского. — Подделки Айвазовского делятся на две основных группы — работы, написанные современниками художника с поддельной буквой «А», и «новодельные» картины, специально написанные «под Айвазовского», — пояснил «ВМ» Иван Самарин, соавтор (вместе с Джанни Кафьеро) книги «Неизвестный Айвазовский». — Причем подлинники других авторов с добавленным автографом и совершенно новые работы можно отличить, применяя достаточно надежный метод химического анализа. Опытный специалист, посмотрев на картину через микроскоп высокого разрешения, почти сразу может сказать, был ли добавлен автограф автора позднее. Однако тут вопрос сложный. В истории было много случаев, когда на подлинную картину еще дописывали автограф — чтобы картина выросла в цене. Но когда ко мне обращались люди, «по случаю» купившие «неизвестного Айвазовского» на рынке в Одессе, картина оказывалась наглой подделкой. Иван Самарин уверен, что подделки произведений искусства будут существовать всегда, но в последнее время их количество пошло на спад. Причина — неподдельный интерес современной публики к выставкам, экспозициям, аукционам. Почти все картины Айвазовского известны, и проследить их судьбу хоть и трудно, но вполне возможно. Кстати, некоторые сообщества экспертов предлагают физически уничтожать картины, которые эксперты признали подделками. Однако экспертиза — весьма коварная вещь. С картинами все довольно сложно, но они и стоят обычно дороже, чем предметы старинного быта, например. Москвич Михаил Ткачев, собиратель предметов старинного быта и редкостей, уверен: чтобы определить возраст вещи и ее подлинности, нужны еще и опыт, и разнообразный справочный материал. При определении года выпуска какого-нибудь предмета Михаил пользуется старинными каталогами торгового дома «Мюр и Мерилиз» — они высылали товары почтой во все уголки России. В каталогах очень точно описан и сам предмет. Есть и его штриховой рисунок. — В историю вошел легендарный гравер, мастерски подделывавший почтовые марки, — говорит Михаил Ткачев. — Звали его Жан де Сператти, итальянец, живший во Франции в 30–50-е годы ХХ века. Он умудрялся изготавливать марки так, что ни один эксперт не мог отличить их от настоящих — настолько филигранно он владел мастерством. Он использовал оригинальную бумагу с водяными знаками, краску, а штемпели вырезал сам. Но Сператти подходил к делу основательно — мастерство гравера и фотографа ему помогало. Михаил Ткачев вспоминает, что мошенник сбывал марки ниже их рыночной стоимости в течение почти 40 лет. Обман раскрылся в 1942 году, когда он бежал из оккупированной Франции в Португалию — таможенник раскрыл конверт и обнаружил редкие марки. Сператти, боясь сесть в тюрьму, вынужден был раскрыть секрет и сознаться, что он изготавливает копии. — На моей памяти несколько лет назад вдруг «всплыли» акварели Айвазовского — эксперты установили, что и бумага, и краска соответствовали времени, — продолжает Ткачев. — Но попался поддельщик сам — в погоне за наживой он слишком много выпустил одинаковых рисунков на рынок, видимо, забыл об интернете. При определении подлинности важно все — например, бумага сейчас совершенно другая, при более плотном химическом анализе все становится ясно. Если анализ проводить выборочно — можно ошибиться. По словам эксперта, мошенники покрывают картину старинным лаком — такие подделки распознать сложнее. Интереснее с бронзовыми статуэтками — можно обнаружить частицы форм, в которых они отлиты, а там используются иные материалы, чем те, которые популярны сегодня. Не удивляйтесь, когда на аукционах увидите безумные цены за пачку старинной бумаги или кусочек холста. РУССКАЯ LEICA Камера Leica II, как-то раз попавшая мне в руки, стоила бы несколько тысяч евро — будь она настоящей. Но перед вами — массовый советский «Зоркий» или ФЭД, умело закамуфлированный под известную немецкую марку. Оригинальная «золотая» Leica II была выпущена ограниченным тиражом в несколько сотен экземпляров, а «Зорких» и ФЭДов когда-то сделали десятки тысяч. «Русская Leica» выпускалась до войны в Харькове, в трудовой коммуне Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) имени Феликса Эдмундовича Дзержинского (отсюда и название — ФЭД) и была практически точной копией немецкой камеры внешне. Ушлые дельцы в 1990-х быстро поняли это и наладили почти массовое изготовление поддельных «леек», ловко меняя название ФЭД на Leica на верхнем щитке камеры и на оправе объектива. Однако распознать подделку сможет даже человек, который не разбирается во всех тонкостях строения фототехники. ТРИ САМЫЕ СМЕЛЫЕ МИСТИФИКАЦИИ ■ До 1970-х годов самыми знаменитыми подделками были фальшивые полотна Вермеера Дельфтского, выполненные художником Ханом ван Меегереном. ■ В 1977 году в Италии было захвачено около 20 человек, подделывавших в том числе и полотна современных художников. Арестовали также 1330 полотен, которые «мастера» собирались реализовать по цене от 14 до 90 миллионов лир за штуку. ■ Испанский художник Мануэль Пухоль Баладас признался, что с 1979 по 1981 год выполнил 400 поддельных акварелей и около 300 полотен... Сальвадора Дали. По его словам, он делал это по заказу бывшего секретаря Дали Энрике Сабатери и с согласия жены мастера Галы. Причиной выполнения подделок — замечательных, по мнению самого Дали! — была... болезнь Паркинсона, мешавшая мастеру работать. Гала и Сабатери часть подделок продали, а остальные сохранили «на черный день». ЦИФРА 70 миллионов долларов за 30 полотен Джексона Поллока было заплачено галерее Knoedler в 2007 году. Все картины — подделки.

Опасайтесь подделок! Некоторые эксперты предлагают уничтожать картины-фальшивки
© Вечерняя Москва