Музей Востока представил работы авангардиста Порфирия Фальбова
Выставка Порфирия Фальбова в Музее Востока идеально вписывается в контекст сразу двух выставочных блокбастеров Москвы: второй части проекта "До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев" (в Еврейском музее) - и "Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан" (в ГМИИ им. А.С.Пушкина). Порфирий Иванович Фальбов (1906-1967) - принадлежит к мастерам второго поколения авангарда, сформировавшимся в 1920-е годы. Правда, он не учился у Малевича, Матюшина или Филонова. Его учителями стали Роберт Фальк и Давид Штеренберг, преподававшие во ВХУТЕИНе. Как и у многих из этого поколения "авангарда, остановленного на бегу", судьба Фальбова сложилась тяжко. В 1937 он был арестован (неосторожно пошутил о пропорциях нового памятника Кирову) и отправлен на 10 лет в лагерь на Колыму. В 1947 лагерь сменился поселением - тут же, на Колыме, в поселке Ягодный, где он преподавал живопись и рисование. В 1951-м ему разрешили жить только на родине, в Кировской области, где он работал в артели "Новая игрушка". В 1956-м его реабилитировали. Все работы, созданные до 1937-го (за исключением одной - попавшей в частное собрание), исчезли. Как многие из авторов-авангардистов, чьи работы остались только в региональных музеях, Фальбов известен мало. Его выставку в 1990 году делала Третьяковская галерея. Но при жизни у него была единственная персональная выставка - приуроченная к 60-летию в Душанбе, за год до смерти. В 1930-м он приехал в Самарканд в творческую командировку - и нашел здесь кроме экзотики Востока единомышленников. Здесь работала целая плеяда отличных художников: Павел Беньков, Варшам Еремян, Надежда Кашина, Елена Коровай. Фальбов искал новый язык искусства. Преподавал. Можно предположить, что для него Средняя Азия стала тем же, чем Марокко для Сарьяна, Таити для Гогена. Она давала возможность состояться как художнику. В 1933 году, потеряв работу, художник не вернулся ни в Вятку, ни в Москву. Перебрался в Душанбе (тогда - Сталинабад). Стал одним из создателей Союза художников Таджикистана. В Душанбе он вернулся и в 1956-м, здесь нашел семейное счастье, женившись на юной Лютфии - младшей дочери Садриддина Айни, таджикского писателя, классика. Именно она сохранит наследие мужа. Нынешняя выставка Фальбова позволяет увидеть очень тонкого живописца, не пленившегося в 1960-е ни "суровым стилем", ни декоративной яркостью "южной школы". Его пейзажи гор пролагают путь к абстракции, а натюрморты завораживают филигранной работой с цветом, заставляющей вспомнить не только Фалька, но и эксперименты Матюшина...