10 неизвестных: искусствовед Андрей Сарабьянов – о русском авангарде
В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев. Часть II" – вторая часть большого проекта, для которого искусство собирали в 17 городах России. Все экспонаты – забытые или считавшиеся утерянными шедевры, ожидавшие своего часа в коллекциях или запасниках небольших провинциальных музеев Еврейский музей совместно с "Энциклопедией русского авангарда" представил вторую часть крупнейшего исследования русского авангарда. Весной 2016 года здесь прошла выставка "До востребования", где была собрана огромная коллекция русского авангарда 1910-х. В новую экспозицию вошли произведения искусства, созданные в период с 1917 года до начала 1930-х годов. О том, как удалось найти эти работы в региональных коллекциях, рассказывает куратор проекта, выдающийся историк искусства и исследователь феномена русского авангарда, Андрей Сарабьянов. Проект "До востребования" – смелая попытка показать, что русский авангард не был исключительно столичным явлением. Например Николай Мамонтов был ярким представителем позднего сибирского авангарда. "Это совершенно особое явление, которое существовало в начале 20-х годов, это были последователи Давида Бурлюка (известный украинско-русский поэт и художник – прим. ред.). Потому что Давид Бурлюк, когда уезжал из России, он ехал через Дальний Восток в Японию, а оттуда – в Америку. Он везде останавливался, у него были выставки, лекции, и вот он распространял в Сибири авангард. Мамонтов – это результат деятельности Бурлюка", – поясняет Сарабьянов. Здесь и далее комментарии Андрея Сарабьянова выделены курсивом. "Художник Александр Иванов – представитель пуризма, который был очень ограниченным направлением, к которому принадлежали всего мастеров, и все они представлены на этой выставке". Живопись и графика пуризма отличались стремлением к минимализму и ясности, но в то же время не достигали "супрематизма" форм, как у Малевича. Художники рисовали чаще всего натюрморты из несколько простых предметов: эта тенденция и стала объединяющей для небольшой группы мастеров. "Известнейший архитектор, один из трех братьев Весниных, создатель Днепро-ГЭС’а, Краснопресненского Универмага и других зданий по всему Советскому союзу очень тесно дружил с Любовью Поповой и всю жизнь оставался почитателем ее творчества". Эти отношения оказали влияние на визуальный графический язык Веснина. "Он писал беспредметные работы в стиле супрематизма, но под влиянием не Малевича, а именно Поповой. Эта картина – типичный пример Веснинской работы". "Это единственное сохранившееся произведение художницы по фамилии Шмит-Рыжова. Больше ее произведений мы не знаем, хотя она была довольно активным участником союза Молодежи". На самом деле это не значит, что других работ не существует. Возможно, они находятся в неизвестных частных коллекциях за рубежом. Тем не менее, работа действительно уникальна. Андрей Сарабьянов считает, что "Супрематическая композиция" Дейнеко – работа редкой важности. Ольга Дейнеко начинала учебу в петроградском училище имени барона Штиглица, но позже переехала в Москву, где поступила в мастерскую Ильи Машкова во ВХУТЕМАСе. Ее стиль сформировался именно тут, о чем свидетельствует представленная композиция – она очень характерна для учеников Машкова и ВХУТЕМАСа вообще. "Михаил Демидов – художник из Кирова, всю жизнь проживший в этом городе. Он начинал с реализма, затем увлекся кубизмом и экспрессионизмом. Его живопись за пределами Кирова почти неизвестна. Но мы включили его в эту выставку, чтобы показать, как провинциальные тянулись к столичному авангарду, показать, что авангард – это не только Москва и Петроград, но и другие города, в том числе Киров, Саратов, Витебск и так далее. Там тоже были свои художественные авангардистские школы". При этом нельзя не заметить, насколько далека эта живопись от экспериментов Малевича и Кандинского. Она фигуративна и, кажется, намного ближе к французскому кубизму, нежели к русскому авангарду. "Клуцис больше известен как автор плакатов, он очень много работал в различной типографике". Тем не менее, чертеж из Вятского музея – уникальное произведение. "Такой станковой графики Клуциса мы почти не знаем". Клуцис был одним из изобретателей цветного фотомонтажа, который стал излюбленным приемом авангардных художников, и наследником традиций классической живописи – его первым учителем был художник предыдущего поколения, яркий представитель искусства Серебряного века, Константин Коровин. "Авангардистское начало карьеры Зинаиды Брумберг, в будущем известного мультипликатора, стало настоящим откровением при подготовке выставки. Ранее она даже не была включена в Энциклопедию русского авангарда". Художниц с фамилией Брумберг было две – Зинаида и Валентина. Судьбы их сложились очень похоже, и известность обеим принесла художественная анимация и такие мультфильмы как "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Пропавшая грамота", "Три толстяка". "Блокнот" – абсолютно уникальная работа, потому что Певзнер большую часть жизни жил и работал во Франции, и в России его работ практически не сохранилось. Но начинал он именно в России. Незадолго до отъезда он выбрал несколько живописных произведений, которые оставил своим друзьям. Одно из них – "Блокнот". Это авторское название, и этим также примечательна эта картина, потому что часто названия работ авангардистов неизвестны". "Это хит выставки, единственная работа Пуни, которая осталась в России в региональных музеях". Как и Певзнер, Пуни уехал во Францию, где прожил большую часть жизни и где сохранилась основная масса его работ. И как Клуцис, Пуни был наследником классической традиции – его учителем был Илья Репин. При этом Пуни оказался ключевой фигурой русского авангарда: был дружен с Малевичем, оформлял поэтические сборники Бурлюка, Маяковского и Хлебникова, его квартира в Санкт-Петербурге была местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов и именно по его инициативе была организована выставка "0,10", где впервые был представлен "Черный квадрат" Малевича.