Ещё

10 неизвестных: искусствовед Андрей Сарабьянов — о русском авангарде 

10 неизвестных: искусствовед Андрей Сарабьянов — о русском авангарде
Фото: Москва24
В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев. Часть II» — вторая часть большого проекта, для которого искусство собирали в 17 городах России. Все экспонаты — забытые или считавшиеся утерянными шедевры, ожидавшие своего часа в коллекциях или запасниках небольших провинциальных музеев Еврейский музей совместно с «Энциклопедией русского авангарда» представил вторую часть крупнейшего исследования русского авангарда. Весной 2016 года здесь прошла выставка «До востребования», где была собрана огромная коллекция русского авангарда 1910-х. В новую экспозицию вошли произведения искусства, созданные в период с 1917 года до начала 1930-х годов. О том, как удалось найти эти работы в региональных коллекциях, рассказывает куратор проекта, выдающийся историк искусства и исследователь феномена русского авангарда, .
Проект «До востребования» — смелая попытка показать, что русский авангард не был исключительно столичным явлением. Например Николай Мамонтов был ярким представителем позднего сибирского авангарда. «Это совершенно особое явление, которое существовало в начале 20-х годов, это были последователи (известный украинско-русский поэт и художник — прим. ред.). Потому что Давид Бурлюк, когда уезжал из России, он ехал через Дальний Восток в Японию, а оттуда — в Америку. Он везде останавливался, у него были выставки, лекции, и вот он распространял в Сибири авангард. Мамонтов — это результат деятельности Бурлюка», — поясняет Сарабьянов. Здесь и далее комментарии Андрея Сарабьянова выделены курсивом.
"Художник  — представитель пуризма, который был очень ограниченным направлением, к которому принадлежали всего мастеров, и все они представлены на этой выставке". Живопись и графика пуризма отличались стремлением к минимализму и ясности, но в то же время не достигали «супрематизма» форм, как у Малевича. Художники рисовали чаще всего натюрморты из несколько простых предметов: эта тенденция и стала объединяющей для небольшой группы мастеров.
"Известнейший архитектор, один из трех братьев Весниных, создатель Днепро-ГЭС’а, Краснопресненского Универмага и других зданий по всему Советскому союзу очень тесно дружил с  и всю жизнь оставался почитателем ее творчества". Эти отношения оказали влияние на визуальный графический язык Веснина. «Он писал беспредметные работы в стиле супрематизма, но под влиянием не Малевича, а именно Поповой. Эта картина — типичный пример Веснинской работы».
"Это единственное сохранившееся произведение художницы по фамилии Шмит-Рыжова. Больше ее произведений мы не знаем, хотя она была довольно активным участником союза Молодежи". На самом деле это не значит, что других работ не существует. Возможно, они находятся в неизвестных частных коллекциях за рубежом. Тем не менее, работа действительно уникальна.
Андрей Сарабьянов считает, что «Супрематическая композиция» Дейнеко — работа редкой важности. Ольга Дейнеко начинала учебу в петроградском училище имени барона Штиглица, но позже переехала в Москву, где поступила в мастерскую во ВХУТЕМАСе. Ее стиль сформировался именно тут, о чем свидетельствует представленная композиция — она очень характерна для учеников Машкова и ВХУТЕМАСа вообще.
" — художник из Кирова, всю жизнь проживший в этом городе. Он начинал с реализма, затем увлекся кубизмом и экспрессионизмом. Его живопись за пределами Кирова почти неизвестна. Но мы включили его в эту выставку, чтобы показать, как провинциальные тянулись к столичному авангарду, показать, что авангард — это не только Москва и Петроград, но и другие города, в том числе Киров, Саратов, Витебск и так далее. Там тоже были свои художественные авангардистские школы". При этом нельзя не заметить, насколько далека эта живопись от экспериментов Малевича и Кандинского. Она фигуративна и, кажется, намного ближе к французскому кубизму, нежели к русскому авангарду.
"Клуцис больше известен как автор плакатов, он очень много работал в различной типографике". Тем не менее, чертеж из Вятского музея — уникальное произведение. «Такой станковой графики Клуциса мы почти не знаем». Клуцис был одним из изобретателей цветного фотомонтажа, который стал излюбленным приемом авангардных художников, и наследником традиций классической живописи — его первым учителем был художник предыдущего поколения, яркий представитель искусства Серебряного века, .
"Авангардистское начало карьеры , в будущем известного мультипликатора, стало настоящим откровением при подготовке выставки. Ранее она даже не была включена в Энциклопедию русского авангарда". Художниц с фамилией Брумберг было две — Зинаида и Валентина. Судьбы их сложились очень похоже, и известность обеим принесла художественная анимация и такие мультфильмы как «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Пропавшая грамота», «Три толстяка».
"Блокнот" — абсолютно уникальная работа, потому что Певзнер большую часть жизни жил и работал во Франции, и в России его работ практически не сохранилось. Но начинал он именно в России. Незадолго до отъезда он выбрал несколько живописных произведений, которые оставил своим друзьям. Одно из них — «Блокнот». Это авторское название, и этим также примечательна эта картина, потому что часто названия работ авангардистов неизвестны".
"Это хит выставки, единственная работа Пуни, которая осталась в России в региональных музеях". Как и Певзнер, Пуни уехал во Францию, где прожил большую часть жизни и где сохранилась основная масса его работ. И как Клуцис, Пуни был наследником классической традиции — его учителем был . При этом Пуни оказался ключевой фигурой русского авангарда: был дружен с Малевичем, оформлял поэтические сборники Бурлюка, Маяковского и Хлебникова, его квартира в Санкт-Петербурге была местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов и именно по его инициативе была организована выставка «0,10», где впервые был представлен «Черный квадрат» Малевича.
Видео дня. Странности, которые нашли ученые на снимках с Марса
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео