Опера в жанре абсурда
Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского в последнее время редко оказывался в первых строках художественной хроники. Зато на вершину скандальных новостей угодил моментально после того, как решением музыкального руководителя театра – знаменитого дирижера Геннадия Рождественского был отправлен в отставку Михаил Кисляров, с 2010 года занимавший пост главного режиссера.Ситуация трансформировалась в предмет публичного возбуждения, как стало известно, что за месяц до премьеры оперы Моцарта «Милосердие Тита» ее постановкой займется режиссер Большого театра Игорь Ушаков вместо Михаила Кислярова, который не нашел общего языка с приглашенным для этой работы в театр дирижером Игнатом Солженицыным. Спектакль, сделанный в экстремальных постановочных условиях, вышел скромным, но с достоинством. Игорь Ушаков явно старался смягчить либретто оперы, точнее его контекстное прочтение. И мощный, актуальный сюжет о силе власти и пределах милосердия превратился в вечную историю любви… Тем временем, пост главрежа дирекция театра упразднила. Это решение, конечно, выглядит очень поспешным и персонифицированным. Концептуально странным, точнее даже неуместным для музыкального театра, который основал не дирижер и не менеджер, а именно режиссер. И все же месяц внешнего спокойствия после премьеры создал иллюзию, что как говаривал классик «инцидент исперчен». Ведь было режиссер – это прежде всего свободный художник, а любая административная должность для него фактор, может, комплиментарный или наоборот отягощающий, но точно не доминирующий. Правда, Михаила Кислярова нельзя отнести к числу самых востребованных отечественных режиссеров как в России, так и в Европе, в отличие от многих его коллег. Но проблема в том, что творческого единомыслия между Геннадием Николаевичем и Михаилом Степановичем не было давно. Например, осенью 2015 года им чудом удалось постановку «Лисички-плутовки». Яначека довести до премьеры. После чего они мудро пытались избегать работы в тандеме. Новая же попытка сотворчества над «Орфеем» Глюка в конце 2016 года закончилась провалом. Маэстро, проведя многочасовую финальную репетицию уехал из театра крайне раздосадованный и на следующий день премьеры сказался заболевшим. А сам спектакль оставил крайне удручающее впечатление. Надо заметить, что Геннадий Николаевич не балует театр частым своим присутствием. Руководит труппой, как правило, из Парижа, где живет последние годы, а дирижирует лишь одним единственным – первым спектаклем всех своих премьер, что естественно, влияет на повседневную жизнь коллектива. Ведь речь идет о репертуарном театре. А формальное (в соответствии с трудовым законодательством) предложение дирекции Кислярову занять вакантное место реквизитора (с окладом в 3805 рублей) или артиста оркестра (с окладом в 6342 рубля) превратилось в бредовую реальность. Так как Михаил Степанович официально завизировал свое согласие на смену амплуа в качестве реквизитора. И теперь собирается судиться с Камерным театром. А такой опыт у него уже есть. После того как в 2007 году был уволен своим учителем Борисом Покровским, он отправился в суд, где не стеснялся в выражениях в адрес великого наставника. Но суд счел тогда аргументы истца не убедительными. И в должности Михаила Степановича не восстановил. Но это ему не помешало через год после кончины Мастера прийти в Его театр руководить…