Что смотреть на фестивале Dance Open

Выбор Татьяны Кузнецовой Главный фестиваль петербургской весны, 16-й по счету Dance Open, в этом году выглядит чрезвычайно внушительно. За 12 дней на сцене Александринского театра выступят два лучших региональных театра России -- Екатеринбургский и Пермский, две зарубежные компании с мировым именем -- израильская Batsheva и нидерландский NDT-I. В Петербург приедет самый знаменитый балетный поляк -- хореограф Кшиштоф Пастор (с Национальным балетом Польши), а традиционной "вишенкой на торте" станет гала-концерт мировых звезд. Подробнее о программе -- Татьяна Кузнецова «Снежная королева» Екатеринбургский театр оперы и балета Это -- самая свежая (предновогодняя) постановка худрука труппы Вячеслава Самодурова, которому екатеринбургский балет обязан своим профессиональным взлетом. Двухактный "балет-путешествие" по сказке Андерсена хореограф сочинил на собственное либретто и музыку Артема Васильева, специально заказанную театром. Художники Эрик и Ирэна Белоусовы, кипя фантазией, устроили феерию для детей, а для сопровождающих их взрослых Самодуров приготовил хореографический квест, спрятав в спектакле различные исторические стили и жанры -- от высокой классики в духе Петипа до типового бродвейского мюзикла. 13 апреля «Вирус Наарина» Batsheva Dance Company Постановка Охада Наарина 2001 года и сейчас выглядит революционно: основанная на пьесе Петера Хандке "Оскорбление публики", она предоставляет танцовщикам свободу самовыражения, и молодые израильтяне пользуются ею настолько умно и яростно, что ураган их движений сносит зрителям головы, а тела чуть ли не сдергивает с насиженных мест. Одна из ученых дам, эзотерик и культуролог, как-то оскорбленно призналась, что это "именно тот способ движения, который выбрало бы мое собственное тело, освободи я его от гравитации и приличий". 15 апреля «Золушка» Пермский театр оперы и балета Совсем норвая -- декабрьская -- постановка: сказка для взрослых в жанре бытового гротеска, рассказанная худруком пермской труппы Алексеем Мирошниченко с полным знанием дела. В его версии "Золушки" партитура Прокофьева сохранена в первозданной целостности, однако речь идет не о девочке-замарашке -- о превратностях жизни столичной балетной труппы во времена оттепели. О балетных классах и обычаях закулисья, об интригах и зависти, бездарности и таланте, загранкомандировках и правительственных банкетах, цензуре и неусыпном надзоре КГБ. В спектакле действуют персонажи, похожие на Никиту Хрущева и Екатерину Фурцеву, бьют часы кремлевской башни, чекисты угрожают пистолетами, иностранцы живут беззаботной жизнью, а советские артисты танцуют -- в стиле рококо и в традиционном, классическом. Пермяки, кстати, умеют это делать очень хорошо. 17 апреля «Буря» Национальный балет Польши Этот двухактный балет лестно аттестует тот факт, что впервые "Буря" была поставлена в Национальном балете Нидерландов (2014), который весьма щепетильно относится к пополнению своего репертуара. В попытках осмыслить "Бурю" -- "поэтическое завещание Шекспира" -- Кшиштоф Пастор использовал безбрежный музыкальный ряд: от Генри Перселла до традиционных иранских мелодий. Иранской оказалась и внешность спектакля: видеосценографию иранской художницы Ширин Нешат и ее коллеги Шоджа Азари критики именуют "пронзительно-поэтичной". Что до хореографии, то она названа "лучащейся оригинальностью". Сам же Кшиштоф Пастор призывает зрителей не к пассивному созерцанию балетных красот, а к "интеллектуальному соучастию". 19 апреля «Дотянуться до звезд» / «Немое пространство» / «Тонкая кожа» Нидерландский театр танца (NDT-I) Хореографы Пол Лайтфут и Соль Леон, унаследовавшие от великого Иржи Килиана превосходную труппу, но не его балеты, с 2011 года пекутся об афише самостоятельно. Постановки этого творческого тандема (всего их больше полусотни, и все начинаются на букву S -- по имени Соль) теперь составляют основу репертуара NDT. В петербургскую программу вошли шедевры середины двухтысячных на музыку Филипа Гласса -- "Shoot The Moon" и "Silent Screen", любовные истории невероятной психологической достоверности, пластической остроты и визуальной изысканности, к тому же сложносочиненное видеоизображение добавляет работам хореографов экзистенциальной глубины. Марко Гекке, автор третьего балета -- "Thin Skin", посвятил его Патти Смит, песни которой и взвинтили его хореографию до нечеловеческой быстроты и неистовства. "Апокалипсис, который чувствуется кожей" -- вынесли вердикт рецензенты. 21 и 22 апреля Гала-концерт Заключительное гала Dance Open изо всех сил стремится уйти от старомодной консервативности. В нем не участвуют солисты Мариинского театра -- за свежесть репертуара отвечает дюжина других мировых компаний. Своих премьеров и прим пришлют лондонский Ковент-Гарден и Балет Сан-Франциско, Большой театр и Балет Монте-Карло, стокгольмский Королевский балет, миланский Ла Скала и другие столпы хореографии. К отчаянию завзятых балетоманов, на концерте лишь раз, под финал, открутят 32 фуэте -- в па-де-де из "Корсара", которое исполнят кубинские виртуозы. Танцевать избитые па-де-де сегодня действительно дурной тон, однако академическая классика в программе присутствует -- либо старинная, либо французская. В основном же представлено то, чем живет балет сегодня: хореография живых кумиров (от Юрия Григоровича до пары Лайтфут -- Леон) и новых властителей сцен -- Юрия Посохова, Лиама Скарлетта, Рэми Вортмейера, Эдварда Ляна. 24 апреля