Войти в почту

Известный художник пишет Ямал

Причудливые изгибы северных рек, голубые волны сопок и золото карликовых берез выглядят на картинах Сергея Сурина так, словно видишь их вживую. Объем и органичность пейзажам придает береста, которую автор использует в качестве художественного полотна. – Обычный холст скучен – он всегда белый, – говорит мастер. – А чтобы гармонично вписать сюжет в изгибы и трещинки бересты, всегда приходится потрудиться. В этом – и сложность, и особое удовольствие. В эти дни с удовольствием рассматривают работы Сергея Сурина и посетители надымского Музея истории и археологии, где развернута его персональная выставка – «Сны из бересты». Кстати, на ее открытие художник, живущий в Липецкой области, приехал сам. И не только потому, что с уважением относится к почитателям своего таланта, но еще и для того, чтобы встретиться со старыми друзьями и вновь увидеть Ямал, который когда-то вдохновил его на творчество. – В молодости я мечтал стать историком-этнографом или археологом, – рассказывает он. – Для этого поступил в Тобольский педагогический институт, деканом которого был Вадим Гриценко. Своих студентов Вадим Николаевич, никогда не слывший кабинетным работником, много раз брал в экспедиции на полуостров Ямал и 501-ю стройку, в районы Полярного Урала. – В этих увлекательных поездках я не раз видел, как работают с берестой и другими природными материалами северные народы, – вспоминает Сергей Сурин. – Это впечатлило, запомнилось и, наконец, стало стимулом к действию – пятнадцать лет назад я сам захотел опробовать бересту. Признаюсь, был не в курсе, как заготавливать ее для художественных работ, как обрабатывать и хранить. И описаний нигде не было. Ко всему пришлось идти через собственный опыт. В итоге весь процесс – от заготовки природных холстов до подбора подходящих красок – чисто авторская технология, а творческие сюжеты – и вовсе уникальны! Заготовки для будущих полотен Сергей Сурин делает во Владимирской области. Здесь далеко не везде проведен природный газ, поэтому печи в деревнях до сих пор топят по старинке, берёзовыми дровами. При рубке леса для хозяйственных нужд выбор бересты получается широкий. – Потом сделанные заготовки проходят сушку под гнетом, – рассказывает мастер. – Обычно – не менее года. При этом я не использую ни пара, ни каких-либо химических веществ для ее обработки. Сами картины пишу темперной краской, той же, что берется для росписи икон. Она делается на основе натуральных пигментов, не выгорает и не боится воды, что гарантирует изображению долгую сохранность. Кстати, выбор темперы тоже не случаен – масло, по мнению мастера, слишком плотно ложится на текстуру коры, и природный холст перестает дышать. Темпера, напротив, сохраняет в бересте природную бархатистость и объем. – И именно береста, со всеми ее трещинками, наростами и наплывами, позволяет создать ту уникальную картину, которая в абсолютной точности уже никогда не сможет повториться. Излюбленная тематика художника – Российский Север, с его своеобразной природой и исконной архитектурой присущих ему зданий. С некоторыми полотнами связаны любопытные истории. Например, с картиной «Андреевская часовня». Несколько лет назад на персональной выставке в Соловецком монастыре к художнику подошла старушка. Волнуясь, она попросила его рассказать, где он нашёл сюжет для этой работы. Когда узнала, не смогла сдержать слез: «В молодости я родила в ней дочь, а потом несколько месяцев жила там с малышкой»… С выставки она ушла с работой автора. Наверняка, жители Ямала тоже найдут в картинах липецкого художника знакомые и дорогие им места. Талант Сергея Сурина и самобытность его пейзажей оценили у нас в стране: его картины выставлялись в Государственной Думе РФ и в храме Христа Спасителя, в ряде музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Десятки его произведений живут в частных коллекциях различных стран мира, а также в одной из художественных галерей Лондона, в коллекции произведений современных российских ремесленников. Надымчане же могут увидеть его работы до 9 мая. Прямая речь ПОДОБНЫХ ВЫСТАВОК В НАДЫМЕ НЕ БЫЛО НИКОГДА! Марина Залётова, начальник управления культуры Надымского района: – Работы из бересты бывают разные, но техника Сергея Сурина – интеллектуальная. Такие картины в Надыме еще никогда не выставлялись! И самое главное – я увидела в его полотнах знакомые уголки северной земли – реки и озера, 501-ю стройку. Очень подкупает, что наша природа взяла художника за душу, и он обращается в своих сюжетах к Ямальскому Северу! ОН ОЧЕНЬ РЕАЛИСТИЧЕН В СВОЕМ ВИДЕНИИ МИРА Дмитрий Сальников, друг Сергея Сурина: – Еще в наши студенческие годы я воспринимал Сергея как художника. Он прекрасный резчик, отлично работает с металлом, и что всегда подкупало меня – очень реалистичен в своем творчестве. Не разменивает свой талант на абстрактные формы, его видение мира очень фотографично. И я вижу в этом славные традиции русского искусства. Картины Сергея сами по себе интересны, а береста дополняет их, делая живыми и объемными. Разглядывая сюжет, кажется, что ты просто взглянул в окно… Сергей Сурин: – Все, что я хотел бы сказать, вы увидите в моих работах! Эту северную природу, край, куда меня всегда тянуло. Можно говорить много слов, но в картинах каждый увидит не только авторскую работу, но и что-то свое, какие-то воспоминания или фантазии, отсюда и название выставки – «Сны из бересты».

Известный художник пишет Ямал
© Красный Север