В московском Центральном доме журналиста 18 апреля состоялась пресс-конференция «Культурное наследие в современном мире». Особое внимание было уделено ситуации с Международным центром Рерихов — в начале марта в усадьбе Лопухиных, где размещается организация, прошли обыски в связи с деятельностью бывшего владельца Мастер-банка и покровителя музея Рерихов Бориса Булочника, который находится в международном розыске и, как отмечал глава Минкульта России Владимир Мединский, выступает «фигурантом по большому количеству уголовных дел, связанных с преднамеренным банкротством». Вице-президент МЦР Александр Стеценко утверждает, что все это связано с попытками уничтожить организацию и отобрать у нее бесценную коллекцию произведений искусства. Согласно анонсу пресс-конференции на сайте Домжура, скандалу с МЦР предполагалось уделить лишь треть времени. Помимо этого, планировалось обсудить проблему сохранения отечественных памятников деревянного зодчества и деятельность России в защите культурного достояния в международном праве. Однако интерес публики, набившейся в небольшой Каминный зал Дома журналиста, вызывал в основном Стеценко, выразительно рассказывавший о всех невзгодах, обрушившихся на МЦР за последние несколько лет. Защитникам русской архитектуры никаких вопросов не задавали. В частности, Стеценко спросили, не попытались ли представители внесистемной оппозиции воспользоваться ситуацией с МЦР «в своих целях». Человек, задавший вопрос, назвал себя представителем «одной научной организации». Такая скрытность вызвала легкую панику у и без того нервных участников пресс-конференции. Потребовали уточнений. Зал поддержал. «Сотрудник научного центра "Орион" Олег Попов», — представился он. Стеценко с осторожностью ответил, что оппозиционеры обращались к организации с предложениями о помощи, но в МЦК отказались, надеясь решить проблему самостоятельно и не выходя за рамки культурной сферы. По словам Стеценко, в Центр Рерихов и ранее приходили следователи, но общение с ними проходило спокойнее. «В прошлом году представители следственных органов к нам приехали, мы показали им картины и документы, эксперт их оценил. Следствие признало произведения вещдоками, но оставило их в музее до решения суда», — рассказал он. Спросили, какие претензии правоохранительные органы имеют к МЦР. Вице-президент с грустью в голосе отметил, что общается со следователями уже пять лет. «Мы неоднократно давали показания хамовнической прокуратуре. Нас пытались привязать к криминалу Мастер-банка, но я хочу напомнить, что Мастер-банк никогда не оказывал нам финансовой помощи», — подчеркнул он. Допустил, что у следствия еще есть вопросы к МЦР, но поспешил заверить, что на самом деле сотрудники правоохранительных органов ими «мало интересуются». Председатель оргкомитета международного движения за утверждение «Всемирного дня культуры под знаменем мира» Анита Карильо-Аркас посетовала на конфликт МЦР с властями. А потом рассказала о достижениях Николая Рериха в международной сфере, напомнив о важности Пакта Рериха — первого в истории международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Сославшись на неназванные источники, Карильо-Аркас сообщила, что изъятые у центра картины распродадут. На просьбу представить какие-либо доказательства своих слов никак не отреагировала. Вице-президент МЦР считает возможный переход музея Рерихов к государству нарушением устава организации и воли Святослава Рериха, передавшего Центру наследие своего отца, Николая Рериха. «На это мы пойти никак не можем», — подчеркнул он. Зал воспринял это сочувственно. По словам Стеценко, пока его организация превращала усадьбу Лопухиных, где выставлено наследие Рериха, в жемчужину столицы, подведомственные музеи стремительно разваливались, превращаясь в руины, когда «березы из крыши росли». «Одним из инструментов давления на нас стала налоговая инспекция, инициированная господином Аристарховым (замминистра культуры — прим. «Ленты.ру»). Сначала они искали потоки финансовых средств, которые проходят через организацию. Год работали — ничего не нашли, никаких нарушений, — с гордостью рассказал Стеценко. — За исключением того, что мы используем картины в музейной деятельности и не платим налог государству». Претензия (незаконная — уточнил Стеценко) по неуплате налогов — 52 миллиона рублей. Представительница Домжура заметила, что справедливо было бы пригласить на эту встречу кого-нибудь из Министерства культуры, чтобы они тоже высказались. Это предложение особого энтузиазма не вызвало. Участники пресс-конференции один за другим заявляли о важности сотрудничества властей и общества в сохранении культурного наследия. Так, по видеомосту из Австрии к журналистам обратилась член правления австрийского национального комитета «Голубой Щит» (неправительственная организация, занимающаяся защитой культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и стихийных бедствий) Лейля Штробль. Сквозь помехи она поведала, что активность и самостоятельность гражданского общества усиливает государство, а Святослав Рерих, завещая коллекции картин своего отца общественным организациям в России и Индии, считал, что «народ будет взрослеть», получив в свои руки большую ответственность в виде наследия русского художника. Стеценко на вопрос о том, как МЦР взаимодействует с Международным мемориальным трастом Рерихов в Индии, ответил, что тесное сотрудничество между двумя организациями обусловлено волей Святослава Рериха, основавшего ММТР. Однако о финансировании траста речи не идет: «МЦР сейчас сам в тяжелой ситуации. В трасте уже несколько лет находятся наши представители, которые помогают ММТР в работе с музеем, в сохранении культурного наследия Рерихов — мы оплачиваем их работу, но не работу траста». По его словам, индийским коллегам МЦР помог провести полную инвентаризацию имущества и разработать проекты по реставрации дома Рериха в Кулу, а также по развитию ММТР и превращению его в международный центр. Обвинения его организации в сектантстве вызывают у Стеценко лишь улыбку: «Очень удобно в борьбе с инакомыслием прикрепить ярлык секты. Это мы знаем из истории. Это абсурдно и не имеет никакого отношения к реальности». По его мнению, такие суждения используются в борьбе против МЦР. «Некоторые горячие головы увидели в знаменитом отличительном флаге Пакта Рериха сатанинский символ», — возмутился он. Наоборот, обвинения в адрес МЦР Стеценко назвал происками сатаны: «Все это от лукавого». В сектантстве МЦК обвинял, в частности, заместитель гендиректора Государственного музея Востока Тигран Мкртычев в интервью «Газете.ру». Там же советник министра культуры Кирилл Рыбак отметил, что не понимает россиян, которые «систематически дарили МЦР картины и мемориальные предметы Рерихов огромной стоимости». Стеценко назвал памятники искусства «энергетическими центрами развития всей культуры». «Все объекты культурного наследия несут положительную энергетику. Ту энергетику, которую мы обычно называем красотой. А красота — основа культуры. Без этого невозможно развитие общества, начинается его деградация: преступность, коррупция, убийства и разложение», — подытожил он. Затем архитектор-реставратор Игорь Шургин сообщил о бедственном состоянии памятников деревянного зодчества в России. По его мнению, Министерство культуры в одиночку не решит проблему сохранения отечественной деревянной архитектуры. «Если не принять срочных мер, мы потеряем уникальное наследие, а другие страны так и не узнают о вкладе народов России в мировую культуру», — отметил Шургин. И вспомнил о временах СССР, когда деревянное зодчество активно популяризировалось. «За 15 последних лет об этой архитектуре мы ничего не слышим», — посетовал реставратор. Вопросов к Шургину не последовало. Сотрудники правоохранительных органов заблокировали здание центра Рерихов 7 марта. Следователи изъяли экспонаты коллекции музея. Глава Министерства культуры России Владимир Мединский связал обыски с деятельностью покровителя музея, бывшего владельца Мастер-банка Бориса Булочника. В МЦР действия следователей назвали попытками разрушить музей Рерихов. По словам вице-президента центра Людмилы Шапошниковой, МЦР полностью финансировался Мастер-банком во главе с Булочником. После лишения банка лицензии «музей лишился всех средств к существованию», — пояснила она. МЦР — международная общественная организация, размещается в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке в Москве. Это один из центров современного рериховского движения, основанного на учении о «Живой этике». При МЦР также действует музей имени Николая Рериха. Николай Рерих — русский художник и философ-мистик. Вместе со своей женой Еленой он создал религиозно-философское учение о «Живой этике» (Агни-йога), которое в 1980-х годах приобрело большую популярность в России и за рубежом.