Войти в почту

На выставке в Москве революцию представляет авангардное и агитационное искусство

Что происходило с искусством в первые два десятилетия после революционных событий — рассказывает и показывает галерея «Эрмитаж». Делает она это изысканно — в плане подборки вещей, их размещения и выстраивания диалога со зрителем как такового. Экспонаты представляют ключевые художественные явления времени: агитационное искусство, конструктивизм, советское ар-деко. Авторы — небезызвестные: Родченко, Лентулов, Штеренберг, Анненков, Степанова, Древин… Их супрематические и кубистические эксперименты в области живописи и графики приятно для глаз разбавляют редкие работы ведущих художников агитационного поля, отвечающих за архитектуру, скульптуру, дизайн, плакат, декоративно-прикладное искусство. К материалам они прибегали самым разным: от кости и фарфора до лака и текстиля. Их в свою очередь аккуратно разбавляют уникальные предметы мебели из Дома на набережной авторства Иофана, мемориальный кабинет НКО «Ворошиловский уголок», архитектурные проекты Щусева, Алабяна, Чечулина… Но апофеозом выставки становится занавес Большого, который впервые в истории театра стал раздвижным, по эскизу Федоровского. Будучи главным художником БТ, мастер в начале 1930-х готовил эскизы занавеса на тему годовщины революции в духе агитационного искусства. Украсил их советской символикой: серп, молот, колосья, детали механизмов. Не обошлось тут без дат (1871 — год Парижской коммуны, 1905 — первой русской революции, 1917 — Великой Октябрьской революции) и лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках. Установили занавес в 1937 году. Тему сотрудничества художников с театром продолжают эскизы костюмов и декораций к главным постановкам ведущих театров — Стенберга, Веснина, того же Федоровского. Все их работы представляют смелые, авангардные идеи, по которым чувствуется, что искусство тех лет переживало новый виток развития, а агитационные задачи решались посредством новаторских экспериментов. — Идея выставки состоит в том, чтобы дать возможность зрителю соприкоснуться с удивительными открытиями в русском искусстве, которые произошли благодаря появлению нового государства, — объясняет куратор проекта Кристина Краснянская. — В одном пространстве зритель может оценить творческие замыслы и по-настоящему революционные произведения художников, архитекторов, всерьез верящих в построение нового, идеального, свободного мира… Сегодня, спустя 100 лет, мы можем, отбросив все лишнее, в новом ракурсе увидеть и вновь оценить уникальный масштаб русского искусства 1920–1930-х годов. Тогда оно, пережив последствия главной революции ХХ века, вышло далеко за пределы России и Советского Союза и на сегодняшний день стало частью истории мировой культуры.

На выставке в Москве революцию представляет авангардное и агитационное искусство
© Московский Комсомолец