Мы не хотим, чтобы на нас зарабатывали

Сейчас ведется обсуждение закона, разработанного Министерством культуры РФ совместно с театральным сообществом. Цель закона — пресечь спекуляцию театральными и музейными билетами. Без такого закона мы просто бессильны оградить себя и зрителя от этого массового явления. И чем скорее он будет принят, тем здоровее будет наша театральная среда. Из-за мошенников театры вынуждены периодически поднимать цены. В декабре прошлого года в Театре Наций состоялась премьера спектакля «Иванов» с участием Евгения Миронова, Чулпан Хаматовой, Елизаветы Боярской, Виктора Вержбицкого и других больших артистов. Самые дорогие билеты на спектакль были по 8 тыс. рублей, но когда мы увидели, что на сайтах перекупщиков они стоят 37–40 тыс. и последние, таким образом, заработали на театре более двух млн рублей, то вынуждены были поднять цену до 20 тыс. Мы не хотим, чтобы на нас зарабатывали, но это тоже немыслимые цены для большинства людей. Конечно, мы оставляем определенное количество билетов на спектакли, где играют любимые артисты, на низкой ценовой планке. Однако глобально проблему это не решает. Во-первых, на мой взгляд, должна быть досудебная блокировка сайтов организаций или частных лиц, которые незаконно занимаются продажей билетов через интернет. Этот важный момент должен быть прописан в законе и согласован с Роскомнадзором. Сейчас это никоим образом не регулируется. Многие сайты-двойники сделаны очень качественно. Зритель ищет в интернете Театр Наций, попадает на такой сайт и думает, что он наш, а на самом деле — перекупщиков. Досудебная блокировка подобных сайтов даст возможность зрителю спокойно покупать билеты через интернет. Сейчас в некоторых театрах благодаря DDoS-атакам сайты перед премьерами просто рушатся. Это в первую очередь касается Большого театра, Третьяковской галереи и Театра Наций. В законе также должна быть разработана система возвратов билетов в кассы театров. Сейчас перекупщики, в случае если им не удается продать часть билетов, могут спокойно их сдать обратно. Мы бы хотели законодательно закрепить, что возврат билетов может быть осуществлен только в случае отмены или переноса спектакля. В других случаях мы принимаем билет на реализацию, как это давно делается в странах Запада. Если он в итоге будет продан через нашу кассу, то деньги возвращаются владельцу. Если нет, то это риск человека, который его купил. Данный закон предусматривает также шкалу штрафов за спекуляцию билетами как для физических, так и юридических лиц. Какое-то время этот документ еще будет обсуждаться. Но очевидно одно: без принятия закона бороться со спекулянтами невозможно. Сегодня многие безнаказанно продают билеты по завышенным ценам прямо возле театров. Спекулянты в день открытия продаж подсылают в кассы бабушек или студентов, которые скупают билеты, а затем перепродают их, оставаясь при этом незамеченными. По сути, люди, заклеивающие настоящую цену, зарабатывают на чужом труде. Мы обращались с этим вопросом в полицию, там читали заявление и отвечали, что не могут с этим бороться, так как, с одной стороны, у нас свободный рынок, а с другой — нет закона о спекуляции. Естественно мы, видя, что это наш билет, пропускаем зрителя. Хотя везде висят объявления, предупреждающие людей, чтобы они не покупали билеты в посторонних организациях и с рук. Мы даже указываем те организации, с которыми у Театра Наций подписан официальный договор о сотрудничестве. В последнее время спекулянты изобрели еще один способ распространения билетов: звонят по телефону, представляются сотрудниками отдела культуры и сообщают, что у них осталось несколько билетов на концерт артиста X. Причем обращаются по имени-отчеству. В общем, там довольная серьезная сеть. Если перекупщики не могут продать часть билетов, это считается для них «нормальной потерей». И она для них не страшна, потому что основная часть уже разошлась по завышенной цене. Пока не появился закон, ограничивающий деятельность билетных спекулянтов, я настоятельно призываю зрителей быть более бдительными и как минимум проверять сайты театров. Автор — директор Театра Наций, генеральный директор Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска»

Мы не хотим, чтобы на нас зарабатывали
© Известия