Яркая встреча змеиного сына и башковитого пахаря
В музей «Коломенское» вернулся знаменитый камин Михаила Врубеля «Микула Селянинович и Вольга» — роскошный образец узнаваемого стиля знаменитого художника. Несколько месяцев облицовка камина гостила на выставке в Дюссельдорфе. Корреспондент «ВМ» изучил вернувшуюся в музей работу и многозначительную встречу двух персонажей славянского эпоса.Они сошлись в разговоре-поединке — две силищи, две противоположности. Былинный богатырь Микула Селянинович и таинственный колдун, хитроумный сын змея и княжны Вольга Святославич. Лазурь, изумрудный и алый — для своего сюжета Михаил Врубель выбрал самые сочные краски. Поистине созерцание этого чудокамина спасет от любой хандры. Глаз не оторвать. В «Коломенское» врубелевский шедевр вернулся из своей первой заграничной поездки — его возили на выставку «Московский блеск царских времен» в Германию. Михаил Врубель создал изразцы для этого камина совместно с химиком-керамистом Петром Ваулиным, который смог воссоздать технологию изготовления изразцов с необыкновенным отливом. Они познакомились в 1890 году, когда известный меценат Савва Мамонтов открыл в Абрамцеве завод по производству керамики. 20-летний выпускник Красноуфимского технического училища покорил его знаниями и целеустремленностью. Врубель называл Ваулина птицей высокого полета — позже Ваулин организовал собственное производство изразцов под Петербургом. Майолика его работы до сих пор украшает фасад Ярославского вокзала и гостиницы «Метрополь». — Мы — единственный музей, который ставит на этикетке эти два имени вместе, не забывая о мастере — создателе рецептуры восстановительного обжига, придававшего керамике сверкающий металлизированный оттенок, — говорит хранитель музея Светлана Баранова. — Ваулин провел обжиг без доступа кислорода, поддержав замыслы Врубеля, которого, посмеиваясь, называли художником по печной части. На это у Врубеля был ответ: «Искусство делается не дрожащими руками истерика, но твердыми руками ремесленника». Так что союз двух мастеров напоминает встречу самих Вольги и Микулы. — Всего таких каминов пять. Три в Москве — один у нас, другой в Третьяковке, третий в Музее декоративно-прикладного и народного искусства — и два в Санкт-Петербурге, — уточняет Светлана Баранова. — Все ищут самый первый камин, который уехал в Париж на Всемирную выставку в 1900 году и получил там золотую медаль. Каждый из музеев склонен думать, что вожделенное произведение именно в их собрании. СПРАВКА До 1918 года камин Врубеля был в частном собрании (владелец был в родстве с Саввой Мамонтовым), а после национализирован и передан в Музейный фонд. Вскоре он был перевезен в Музей керамики, где долгое время лежал в ящиках. А в 1934-м его перевезли в «Коломенское». Камин никогда не топился. Поэт Леонид Мартынов посвятил ему стихотворение «Осень в Коломенском»: «…Ибо Врубелем сделан вот этот камин…/ И сейчас между тусклых керамик и всяких музейных мозаик/ Пасть камина пылает без дров, словно кровь и огонь, горяча…/ Разве этот камин обязательно надо топить?..»