Быт вместо классовой борьбы

​​​​​​​В Москве десятки мест связаны с именем Владимира Ульянова-Ленина — музеи, памятники, мемориальные доски, панно в метро. Постсоветские годы для них были непростыми: памятники калечили, музеи переформатировали, переселяли и даже отдавали под автосалоны. Но основные реликвии, связанные с вождем мирового пролетариата, сохранились, и к ним вернулся интерес аудитории. Пройдя по ленинским местам столицы накануне дня рождения Ленина, «Известия» выяснили, что сегодня их посетителей интересует не классовая борьба, а подробности жизни и быта начала ХХ века. В СССР Центральный музей имени В.И. Ленина, который занимал здание дореволюционной Московской городской думы на площади Революции, имел филиалы в десятках городов страны. В 1993 году музей по указу президента Бориса Ельцина был закрыт, а с ним и многие филиалы. Самые крупные из них — Мемориальный музей-заповедник «Горки Ленинские» в Подмосковье, историко-мемориальный музей «Смольный» в Петербурге, Ульяновский музей-мемориал В.И. Ленина — сохранились как самостоятельные площадки. А Центральный музей Ленина включили на правах отдела в Государственный исторический музей (ГИМ), хотя раньше он занимал целое здание. — Коллекция цела — это более 110 тыс. единиц хранения, — рассказал «Известиям» старейший сотрудник музея Григорий Гаража. — До сих пор работает и группа сотрудников. В основном — хранители. Отдел активно участвует в выставочных проектах, в том числе и зарубежных. Наши экспозиции неизменно пользуются успехом. В прошлом году люди с удовольствием посещали выставку «Миф о великом вожде», которая рассказывала о жизни первых лиц советского государства. Есть выездной проект — «Первая леди», где демонстрируется одежда жен руководителей Советского Союза. Сейчас готовится выставка «Энергия мечты», посвященная революции 1917 года и первому десятилетию существования СССР. За отделом числятся не только экспонаты, связанные с Лениным, но и личные вещи и подарки семьи Ульяновых, Иосифа Сталина и других лидеров СССР - до Леонида Брежнева включительно. А также собрания живописи, скульптуры, политических плакатов, марок, открыток, монет и уникальная фотоколлекция. В фондах хранится множество артефактов. Например, плащ Феликса Дзержинского, в котором Ленин в октябре 1917 года уходил с заседания, где было принято решение о вооруженном восстании. Сохранилось пальто и парик, в которых Ленин бежал в Разлив. Есть пальто и пиджак, простреленные Фанни Каплан. По мнению Григория Гаражи, в коллекции трудно выделить наиболее ценные экспонаты — она вся бесценна. — В 1980-х годах мы привозили в Швецию свою выставку, которая сменяла вернисаж западных художников, — отметил Григорий Гаража. — Пока художники сворачивали свои полотна, мы распечатали ящик с картиной Владимира Серова «Ходоки у Ленина». Сбор вещей был прекращен. Художники сели на пол вокруг этой картины и долго ее обсуждали. Это была буря эмоций. Их поразило мастерство Серова. В ГИМе есть экскурсия «Автомобиль В.И. Ленина», на которой можно послушать историю легендарного Rolls-Royce (выпуска 1922 года). — Машину из здания во время переезда музея доставали через окно — она стояла на третьем этаже, — рассказал Григорий Гаража. — Эвакуацию провели ночью, и о ней знали единицы. Журналисты этот момент не запечатлели — событие совпало с убийством журналиста Дмитрия Холодова. По словам Григория Гаражи, сейчас при организации выставок музейные сотрудники делают ставку не на политику, а на бытовые подробности. — В ГИМе была хорошая подборка бытовых вещей до начала ХХ века, — пояснил он. — Наша коллекция хорошо ее дополнила. Но не все московские музеи спокойно пережили смутное время. Музей «Траурный поезд В.И. Ленина» мог быть запросто утерян — во время августовского путча 1991 года там не было охраны, а здание было обесточено. Этот музей создавался 1930-е как филиал Центрального музея имени В.И. Ленина. В музее было два экспоната: знаменитый паровоз У-127 и багажный вагон, в котором доставили тело Ленина в Москву. До 1945 года паровоз и вагон, огороженные цепями, стояли под открытым небом на путях рядом с Павелецким вокзалом. После войны для них был построен деревянный павильон: изнутри он был выкрашен черной краской и выглядел очень мрачно. — К Олимпиаде-80 был построен корпус, — рассказал «Известиям» заместитель директора музея Владимир Витвицкий. — Архитектурная концепция была строгой — стекло, гранит и мрамор. Из-за чего павильон напоминал саркофаг. В 1990-е годы территория музея обросла ларьками, где торговали практически всем — от пирожков и водки до видеокассет. — В сквере рядом с поездом кололись наркоманы, — вспоминает Владимир Витвицкий. — Наркотики продавались здесь же, в узком проходе между ларьками. Но экспонаты пережили 1990-е без особых потерь. В 2011 году состоялось открытие Музея Московской железной дороги, где главными экспонатами стали паровоз У-127 и вагон. К старому зданию пристроили входную группу, где разместились гардероб и большой макет Казанского вокзала. ​​​​​​​ — Музей теперь ведомственный, и его главная цель — показать развитие железнодорожного транспорта. Там есть старые кассовые аппараты, билеты, документы, связанные с развитием железной дороги, — рассказал «Известиям» Владимир Витвицкий. — Паровоз У-127, даже если отвлечься от политики, наш главный экспонат — он был передовым для своего времени и мог развивать скорость до 105 км/ч. Меньше повезло музею «Кабинет и квартира Ленина в Кремле», который располагался в здании бывшего Сената. Ее демонтировали — этим занимались, по словам музейных сотрудников, солдаты, которым поручили погрузить вещи в машины. Экспонаты сейчас находятся в Ленинских горках, в помещении, по планировке не похожем на квартиру в Кремле. Из-за этого невозможно представить, как действительно жил Ленин. В год 100-летия революции Ленин востребован, пусть и в новом качестве. Мавзолей Ленина, после двухмесячных плановых работ был открыт для посетителей 18 апреля. В очереди стоит много иностранцев. Сейчас В Москве не менее 75 памятников, бюстов и настенных досок, посвященных вождю революции. Некоторые из них подвергались атакам вандалов: памятник Ленина на улице Климашкина сбрасывали с пьедестала, бюсту вождя на улице Палиха отбивали нос. Монументы уже восстановлены. В хорошем состоянии находится стела 1922 года рядом с Заводом Михельсона, где Фанни Каплан тяжело ранила Ленина. Свой «ленинский мемориал» есть в метро — станции «Библиотека им. Ленина», «Площадь Ильича» и «Ленинский проспект» до сих пор носят имя вождя пролетариата.

Быт вместо классовой борьбы
© Известия