Войти в почту

Главный ньюсмейкер остался без награды Премия балет Балетные итоги "Золотой маски" комментирует Татьяна Кузнецова. На балеты год был неурожайным. А если судить о нем только по победителям "Маски", картина выходит совсем печальная. Лучшим спектаклем признаны "Ромео и Джульетта" Екатеринбургского театра оперы и балета в постановке Вячеслава Самодурова (номинирована в восьми категориях, получила две, в том числе главную). Екатеринбургскую победу "Ъ" предсказал, как только спектакль показали в Москве (см. номер от 20 февраля). Было ясно, что мощный балет Прокофьева, фонтанирующий энергией артистов, с эффектными декорациями, одетый в залихватские "современные" костюмы, подавит более сдержанных соперников, несмотря на все режиссерские нелепости и инфантильность хореографии. У екатеринбуржцев было всего два достойных конкурента -- одноактные "малые голландцы" Большого театра: неоклассические, интеллигентные "Вариации на тему Франка Бриджа" Ханса ван Манена и психоделическая клоунада "Совсем недолго вместе" Пола Лайтфута и Соль Леон. Но балет Большого побеждал оба последних года, и легко было предположить, что на сей раз ему дадут отдохнуть. Совсем нежданным оказался победитель в категории "Лучшая работа балетмейстера" -- Антон Пимонов из Мариинского театра с одноактным "Скрипичным концертом N2". Этот 30-минутный опус прошел мимо обозревателя "Ъ": Мариинский театр в Москву его не привозил, обнадеживающие слухи не циркулировали, а предыдущие работы хореографа по оживлению школьной классики форсайтовскими загибонами и баланчинскими синкопами не навевали мысли о грядущем прорыве. Но объяснить победу петербуржца Пимонова можно: хиреющий в репертуарном безвременье балет Мариинского театра давно не получал "Масок". Кроме того, в балетном отсеке жюри четыре судьи либо имели непосредственное отношение, либо испытывали непреодолимую склонность к "дому Петипа". "Маски" для робкого Пимонова не жаль. Но престиж награды пострадал, поскольку среди конкурентов петербуржца, показавших премьеры в сезоне-2015/16 (а в номинацию хореографов эксперты зачислили всех постановщиков современного танца), был бесспорный лидер -- Андрей Кайдановский, заставивший говорить о себе весь сезон. Солист Венской оперы, он поставил в Музтеатре Станиславского 20-минутную новеллу "Чай или кофе?" в рамках "Мастерской молодых хореографов" (см. "Ъ" от 4 марта 2016 года). 20-минутный трагикомический гротеск (выдвинутый в номинации "Современный танец") произвел сенсацию. Выяснилось, что у юного хореографа зрелая и не заемная лексика и незаурядный режиссерский дар. Вообще-то "Маска" Кайдановскому не нужна: сразу после "Чая или кофе?" музтеатр предложил ему постановку на основной сцене, в Венской опере он скоро выпускает "Жар-птицу" Стравинского, будущее распланировано на годы вперед. Но все же конфуз: трудно объяснить, как компетентное жюри умудрилось не заметить ни хореографа, ни его постановку. В номинации "Лучший спектакль современного танца" победил "Балет Москва" с работой Карин Понтьес "Все пути ведут на север" (см. Ъ от 5 июня 2016 года): семь молодых парней танцуют с истовой страстью и неистовым удальством, зал взрывается, как пороховой погреб. Вероятно, загорелись и члены жюри, не в первый раз продемонстрировав, что в оценке современного танца специалисты мало чем отличаются от обычных зрителей. Среди рекордных девяти современных работ (с лихвой хватило бы и шести) внимания заслуживает спектакль Казанского ТЮЗа "Из глубины..." по мотивам ранних картин Ван Гога. Обозреватель "Ъ" -- противник участия драматических актеров в танцевальном конкурсе: получается этакий "Ледниковый период", когда прыгнувших выше головы непрофессионалов все равно нельзя оценивать по гамбургскому счету. Но серьезная, очень качественная работа казанцев, освоивших азы японского танца буто под эгидой компетентной Анны Гарафеевой, заслуживает если не "Золотой маски", то хотя бы похвального абзаца. В этом году бесспорна только одна награда: "Маску" за лучшую мужскую роль получил екатеринбургский солист Игорь Булыцын, станцевавший Меркуцио в "Ромео и Джульетте" с таким актерским и техническим блеском, что, казалось, после смерти его героя погиб и весь спектакль. "Маску" за лучшую женскую роль выиграла петербурженка Виктория Терешкина за главную партию в "Скрипичном концерте N2", явно не главную в ее послужном списке. Здесь победила высшая справедливость: лучшую балерину Мариинки неоднократно номинировали за действительно выдающиеся роли, но ни разу она не выигрывала конкурс. Будем считать, что сейчас Терешкиной вернули долг за все ее заслуги. Забавно сложилась коллизия в конкурсе балетных дирижеров: единственный номинант Павел Клиничев был представлен к награде за три разных спектакля. Победил тот Клиничев, который продирижировал в Большом "Ундиной" Хенце. Последняя танцевальная "Маска" (спецприз жюри) досталась прогремевшему спектаклю "The Marusya", сделанному в жанре "нетанец", единственной исполнительницей которого является PR-директор костромской компании "Диалог Данс" (см. "Ъ" от 4 апреля). Получая награду, Маруся Сокольникова снова продемонстрировала высокий профессионализм, успев пропиарить в благодарственной речи и постановщика своего спектакля Александра Андрияшкина (уже в качестве хореографа церемонии награждения), и родную компанию, напомнив, что это уже третья "Маска" костромичей.