Главный ньюсмейкер остался без награды

Премия балет

Видео дня

Балетные итоги "Золотой маски" комментирует .

На балеты год был неурожайным. А если судить о нем только по победителям "Маски", картина выходит совсем печальная. Лучшим спектаклем признаны "Ромео и Джульетта" Екатеринбургского театра оперы и балета в постановке (номинирована в восьми категориях, получила две, в том числе главную). Екатеринбургскую победу предсказал, как только спектакль показали в Москве (см. номер от 20 февраля). Было ясно, что мощный балет Прокофьева, фонтанирующий энергией артистов, с эффектными декорациями, одетый в залихватские "современные" костюмы, подавит более сдержанных соперников, несмотря на все режиссерские нелепости и инфантильность хореографии. У екатеринбуржцев было всего два достойных конкурента -- одноактные "малые голландцы" Большого театра: неоклассические, интеллигентные "Вариации на тему " Ханса ван Манена и психоделическая клоунада "Совсем недолго вместе" и Соль Леон. Но балет Большого побеждал оба последних года, и легко было предположить, что на сей раз ему дадут отдохнуть.

Совсем нежданным оказался победитель в категории "Лучшая работа балетмейстера" -- из Мариинского театра с одноактным "Скрипичным концертом N2". Этот 30-минутный опус прошел мимо обозревателя "Ъ": Мариинский театр в Москву его не привозил, обнадеживающие слухи не циркулировали, а предыдущие работы хореографа по оживлению школьной классики форсайтовскими загибонами и баланчинскими синкопами не навевали мысли о грядущем прорыве. Но объяснить победу петербуржца Пимонова можно: хиреющий в репертуарном безвременье балет Мариинского театра давно не получал "Масок". Кроме того, в балетном отсеке жюри четыре судьи либо имели непосредственное отношение, либо испытывали непреодолимую склонность к "дому Петипа". "Маски" для робкого Пимонова не жаль. Но престиж награды пострадал, поскольку среди конкурентов петербуржца, показавших премьеры в сезоне-2015/16 (а в номинацию хореографов эксперты зачислили всех постановщиков современного танца), был бесспорный лидер -- , заставивший говорить о себе весь сезон.

Солист Венской оперы, он поставил в Музтеатре Станиславского 20-минутную новеллу "Чай или кофе?" в рамках "Мастерской молодых хореографов" (см. "Ъ" от 4 марта 2016 года). 20-минутный трагикомический гротеск (выдвинутый в номинации "Современный танец") произвел сенсацию. Выяснилось, что у юного хореографа зрелая и не заемная лексика и незаурядный режиссерский дар. Вообще-то "Маска" Кайдановскому не нужна: сразу после "Чая или кофе?" музтеатр предложил ему постановку на основной сцене, в Венской опере он скоро выпускает "Жар-птицу" Стравинского, будущее распланировано на годы вперед. Но все же конфуз: трудно объяснить, как компетентное жюри умудрилось не заметить ни хореографа, ни его постановку. В номинации "Лучший спектакль современного танца" победил "Балет Москва" с работой "Все пути ведут на север" (см. Ъ от 5 июня 2016 года): семь молодых парней танцуют с истовой страстью и неистовым удальством, зал взрывается, как пороховой погреб. Вероятно, загорелись и члены жюри, не в первый раз продемонстрировав, что в оценке современного танца специалисты мало чем отличаются от обычных зрителей.

Среди рекордных девяти современных работ (с лихвой хватило бы и шести) внимания заслуживает спектакль Казанского ТЮЗа "Из глубины..." по мотивам ранних картин Ван Гога. Обозреватель "Ъ" -- противник участия драматических актеров в танцевальном конкурсе: получается этакий "Ледниковый период", когда прыгнувших выше головы непрофессионалов все равно нельзя оценивать по гамбургскому счету. Но серьезная, очень качественная работа казанцев, освоивших азы японского танца буто под эгидой компетентной , заслуживает если не "Золотой маски", то хотя бы похвального абзаца.

В этом году бесспорна только одна награда: "Маску" за лучшую мужскую роль получил екатеринбургский солист , станцевавший Меркуцио в "Ромео и Джульетте" с таким актерским и техническим блеском, что, казалось, после смерти его героя погиб и весь спектакль. "Маску" за лучшую женскую роль выиграла петербурженка за главную партию в "Скрипичном концерте N2", явно не главную в ее послужном списке. Здесь победила высшая справедливость: лучшую балерину Мариинки неоднократно номинировали за действительно выдающиеся роли, но ни разу она не выигрывала конкурс. Будем считать, что сейчас Терешкиной вернули долг за все ее заслуги.

Забавно сложилась коллизия в конкурсе балетных дирижеров: единственный номинант был представлен к награде за три разных спектакля. Победил тот Клиничев, который продирижировал в Большом "Ундиной" Хенце.

Последняя танцевальная "Маска" (спецприз жюри) досталась прогремевшему спектаклю "The Marusya", сделанному в жанре "нетанец", единственной исполнительницей которого является PR-директор костромской компании "Диалог Данс" (см. "Ъ" от 4 апреля). Получая награду, снова продемонстрировала высокий профессионализм, успев пропиарить в благодарственной речи и постановщика своего спектакля (уже в качестве хореографа церемонии награждения), и родную компанию, напомнив, что это уже третья "Маска" костромичей.