Ещё

Лицо без «Маски» 

Главный ньюсмейкер остался без награды
Премия балет
Балетные итоги «Золотой маски» комментирует .
На балеты год был неурожайным. А если судить о нем только по победителям «Маски», картина выходит совсем печальная. Лучшим спектаклем признаны «Ромео и Джульетта» Екатеринбургского театра оперы и балета в постановке (номинирована в восьми категориях, получила две, в том числе главную). Екатеринбургскую победу «Ъ» предсказал, как только спектакль показали в Москве (см. номер от 20 февраля). Было ясно, что мощный балет Прокофьева, фонтанирующий энергией артистов, с эффектными декорациями, одетый в залихватские «современные» костюмы, подавит более сдержанных соперников, несмотря на все режиссерские нелепости и инфантильность хореографии. У екатеринбуржцев было всего два достойных конкурента — одноактные «малые голландцы» Большого театра: неоклассические, интеллигентные «Вариации на тему » Ханса ван Манена и психоделическая клоунада «Совсем недолго вместе» и Соль Леон. Но балет Большого побеждал оба последних года, и легко было предположить, что на сей раз ему дадут отдохнуть.
Совсем нежданным оказался победитель в категории «Лучшая работа балетмейстера» — из Мариинского театра с одноактным «Скрипичным концертом N2». Этот 30-минутный опус прошел мимо обозревателя «Ъ»: Мариинский театр в Москву его не привозил, обнадеживающие слухи не циркулировали, а предыдущие работы хореографа по оживлению школьной классики форсайтовскими загибонами и баланчинскими синкопами не навевали мысли о грядущем прорыве. Но объяснить победу петербуржца Пимонова можно: хиреющий в репертуарном безвременье балет Мариинского театра давно не получал «Масок». Кроме того, в балетном отсеке жюри четыре судьи либо имели непосредственное отношение, либо испытывали непреодолимую склонность к «дому Петипа». «Маски» для робкого Пимонова не жаль. Но престиж награды пострадал, поскольку среди конкурентов петербуржца, показавших премьеры в сезоне-2015/16 (а в номинацию хореографов эксперты зачислили всех постановщиков современного танца), был бесспорный лидер — , заставивший говорить о себе весь сезон.
Солист Венской оперы, он поставил в Музтеатре Станиславского 20-минутную новеллу «Чай или кофе?» в рамках «Мастерской молодых хореографов» (см. «Ъ» от 4 марта 2016 года). 20-минутный трагикомический гротеск (выдвинутый в номинации «Современный танец») произвел сенсацию. Выяснилось, что у юного хореографа зрелая и не заемная лексика и незаурядный режиссерский дар. Вообще-то «Маска» Кайдановскому не нужна: сразу после «Чая или кофе?» музтеатр предложил ему постановку на основной сцене, в Венской опере он скоро выпускает «Жар-птицу» Стравинского, будущее распланировано на годы вперед. Но все же конфуз: трудно объяснить, как компетентное жюри умудрилось не заметить ни хореографа, ни его постановку. В номинации «Лучший спектакль современного танца» победил «Балет Москва» с работой «Все пути ведут на север» (см. Ъ от 5 июня 2016 года): семь молодых парней танцуют с истовой страстью и неистовым удальством, зал взрывается, как пороховой погреб. Вероятно, загорелись и члены жюри, не в первый раз продемонстрировав, что в оценке современного танца специалисты мало чем отличаются от обычных зрителей.
Среди рекордных девяти современных работ (с лихвой хватило бы и шести) внимания заслуживает спектакль Казанского ТЮЗа «Из глубины…» по мотивам ранних картин Ван Гога. Обозреватель «Ъ» — противник участия драматических актеров в танцевальном конкурсе: получается этакий «Ледниковый период», когда прыгнувших выше головы непрофессионалов все равно нельзя оценивать по гамбургскому счету. Но серьезная, очень качественная работа казанцев, освоивших азы японского танца буто под эгидой компетентной , заслуживает если не «Золотой маски», то хотя бы похвального абзаца.
В этом году бесспорна только одна награда: «Маску» за лучшую мужскую роль получил екатеринбургский солист , станцевавший Меркуцио в «Ромео и Джульетте» с таким актерским и техническим блеском, что, казалось, после смерти его героя погиб и весь спектакль. «Маску» за лучшую женскую роль выиграла петербурженка за главную партию в «Скрипичном концерте N2», явно не главную в ее послужном списке. Здесь победила высшая справедливость: лучшую балерину Мариинки неоднократно номинировали за действительно выдающиеся роли, но ни разу она не выигрывала конкурс. Будем считать, что сейчас Терешкиной вернули долг за все ее заслуги.
Забавно сложилась коллизия в конкурсе балетных дирижеров: единственный номинант был представлен к награде за три разных спектакля. Победил тот Клиничев, который продирижировал в Большом «Ундиной» Хенце.
Последняя танцевальная «Маска» (спецприз жюри) досталась прогремевшему спектаклю «The Marusya», сделанному в жанре «нетанец», единственной исполнительницей которого является PR-директор костромской компании «Диалог Данс» (см. «Ъ» от 4 апреля). Получая награду, снова продемонстрировала высокий профессионализм, успев пропиарить в благодарственной речи и постановщика своего спектакля (уже в качестве хореографа церемонии награждения), и родную компанию, напомнив, что это уже третья «Маска» костромичей.
Комментарии
Читайте также