Российских художников расставили по рангу
Рынок современного отечественного искусства может стать прозрачнее, а цены — стабильнее. Именно такие цели преследует проект InArt, в рамках которого Национальным рейтинговым агентством были впервые в России разработаны два рейтинга: «Топ 100 признанных авторов» и «Топ 100 молодых авторов». Согласно опубликованным спискам, из художников старшего поколения выше всех ценится творчество классиков московского концептуализма Ильи и Эмилии Кабаковых, представителя соц-арта Эрика Булатова и мастеров современного видеоарта AES+F. Также в первой десятке — Ольга Чернышева, Ирина Нахова, Валерий Кошляков, Владимир Дубосарский, Павел Пепперштейн и Александр Виноградов. Из молодых авторов составители рейтинга выделили Татьяну Ахметгалиеву, Евгения Антуфьева и Сашу Пирогову — они заняли первые три строчки. На четвертой позиции — арт-группа Recycle. Надо полагать, высокие позиции Пироговой и Recycle отчасти обусловлены их участием в Венецианской биеннале и проектами в Пушкинском музее. Впрочем, это лишь один из факторов. Основатель проекта InArt, галерист Ксения Подойницына рассказала «Известиям», что рейтинг рассчитывается на основании сложной математической модели по 38 показателям. Среди них — общий объем аукционных продаж, выставочная активность автора, полученные премии и пр. При этом музеи, аукционы, галереи ранжированы по классам, и каждый критерий имеет свой вес. Поэтому результаты претендуют на максимальную объективность, которой не хватает на рынке. — Нам нужно усилить интерес к российскому искусству, укрепить институт коллекционеров. Рейтинги нужны для того, чтобы покупатели не сомневались в ценности творчества современных художников, — считает Ксения Подойницына. По замыслу авторов проекта, открытые рейтинги художников привлекут на наш арт-рынок инвесторов, которые ранее опасались вкладываться в российское искусство из-за нестабильности его финансовых перспектив и непрозначности критериев оценки. Покупая работу российского живописца, коллекционер рисковал, поскольку не было никаких гарантий, что в будущем полотно не потеряет ценность. Конечно, риски остаются и сегодня, но рейтинги вносят хотя бы какую-то ясность. Директор Sotheby’s в России Ирина Степанова сказала «Известиям», что считает полезным такой проект для тех, кто уже собирает искусство, но сомневается, что он поможет привлечь новых инвесторов. Аукционный дом предоставил аналитикам InArt всю статистику продаж современного российского искусства и планирует учитывать рейтинги в качестве дополнительного инструмента при принятии решений. Более скептическая позиция у Семена Михайловского, ректора Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, комиссара российского павильона на Венецианской биеннале-2017. — Я не доверяю никаким рейтингам. На мой взгляд, это столь же ошибочно, как определять значение выставки количеством посетителей, — убежден Семен Михайловский. — Это искусственный отбор. Проблема в том, что у нас слабый арт-рынок. Никто не хочет рисковать, участвовать в капитализации современного искусства. В таких условиях рейтинги — это средняя температура по больнице. Сами художники относятся к тому, что их «посчитали», настороженно. По словам Саши Пироговой, успешность художника на деле мало зависит от рейтингов. — Я не сторонник превращения искусства в спорт, — сказала «Известиям» Саша Пирогова. — Затрудняюсь сказать, насколько коллекционеры и художественные институции смотрят на рейтинги, принимая решение о покупке или организации какого-то проекта. Однако все участники арт-рынка сходятся в том, что рейтинги могут быть полезны. — В качестве ориентира их использовать можно, но это усредненное значение, так как у любого художника есть более и менее интересный и дорогой период творчества, — сообщила «Известиям» Ольга Ускова, глава Фонда русского абстрактного искусства. — Аналитика рынка является неотъемлемой частью индустрии, поэтому создание рейтингов необходимо. Большинство опрошенных «Известиями» экспертов уверены: рейтинги InArt не изменят ситуацию радикально, но будут способствовать повышению привлекательности российского искусства и вполне могут стать удобным инструментом для коллекционеров.