Войти в почту

В МАМТе объявили планы на следующий сезон, опередив Большой театр

Смена руководства в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича Данченко, произошедшая в конце предыдущего (в кресле гендиректора сменив Ара Карапетяна оказался Антон Гетьман) и продолжившаяся в первой половине сезона нынешнего (худрука балета Игоря Зеленского уехавшего руководить балетом Мюнхена поменяли на «варяга» из Парижской оперы Лорана Илера), предсказуемо повлекла за собой и смену политического вектора. Причем смену довольно радикальную и решительную, которая почувствовалась уже в самом факте неожиданного назначения пресс-конференции о планах на будущий сезон, которые раньше в театре никогда не проводились. Надо ли говорить, что планы эти презентовались в обгон планов Большого театра… Итак, что мы имеем? В начале об опере… Тут пока все не так радикально, как в балете… Хотя Яначек (на 28 февраля намечена его опера «Енуфа», дирижер – Евгений Бражник, режиссер – Александр Титель) в репертуаре российских театров нечастый гость. Да и на постановку оперы Генделя «Триумф времени и бесчувствия» режиссером зовут скандального Константина Богомолова (дирижер-постановщик Филипп Чижевский; состоится 17 мая на малой сцене). Вообще крен в сторону театральных режиссеров в Стасике довольно ощутим: так «Макбет» Джузеппе Верди вместе с музыкальным руководителем и дирижером Стасика Феликсом Коробовым (взяв слово главный дирижер и музыкальный руководитель в первую очередь заявил, что слухи о его уходе из театра не имеют под собой никаких оснований) будет ставить Кама Гинкас. Первой же премьерой 99 театрального сезона Стасика назначенной на 7 октября будет «Обручение в монастыре». Опера Прокофьева вернулась в репертуар театра спустя 5 лет. Дирижером возобновления будет Александр Лазарев, а режиссерами-постановщиками новой редакции выступят худрук оперы Стасика Александр Титель и Людмила Налетова. В балете «смена вех» еще более решительная, чем в опере. От английской классики прививаемой театру прежним его балетным руководителем Игорем Зеленским остается лишь «Манон» Кеннета Макмиллана – один из любимых балетов в репертуаре руководителя нынешнего - Лорана Илера, экс-этуали Парижской оперы. Будут идти в следующем сезоне и балеты Джерома Роббинса. Но не увидим мы теперь ни макмиллановского «Майерлинга», ни балетов Фредерика Аштона… О чем можно лишь пожалеть… Более того, не будет в следующем сезоне в репертуаре театра и балетов, поставленных там задолго до Зеленского: ни «Золушки» Олега Виноградова, ни «Каменного цветка» Юрия Григоровича. На заслуженный отдых до лучших времен отправляется даже знаковый балет этого театра «Эсмеральда», поставленный одним из основоположников балетной труппы Владимиром Бурмейстером еще в 1950 году. - Что касается балетов Аштона, да их не будет, но это не значит, что они не появятся позже – ответил на мой прямой вопрос на пресс-конференции Лоран Илер. - Я всегда думаю о том насколько тот или иной балет важен для труппы в определенный момент существования. Я думаю, это вопрос приоритетов. Какие-то вещи уходят, другие приходят. Что касается больших балетов, то, например, в следующем году мы не представим «Эсмеральду» Бурмейстера, но это не значит, что она не появится позже. Это не значит, что некоторые балеты будут забыты. Конечно нет! Балеты Бурмейстера я очень хочу оставить в репертуаре. Просто, наверное, нужно освобождать место для представления новых вещей, для представления балетов молодых хореографов. Потому что они должны развиваться. Важно предоставить им разнообразные способы самовыражения. - Если спектакль, уходит «на скамейку запасных», никакого отношения к качеству спектакля это не имеет. Это абсолютно производственный, рациональный, лишенный эмоций процесс. За ним стоят цифры, расчеты, холодное сердце и трезвая голова. Потому что, я хочу напомнить, что мы тут бизнесом занимаемся, помимо всего прочего – следом прокомментировал решение о снятии некоторых оперных и балетных спектаклей гендиректор Антон Гетьман. Что же придет на смену этим балетам? Лоран Илер явно продолжает в Стасике ту политику, которую он помогал осуществлять в балете Парижской оперы ее бессменному, на протяжении многих лет, руководителю Брижит Лефевр (будучи её помощником): сильная прививка современной хореографии в сочетании с сохранением классического наследия. Причем ставка на не слишком характерную для Стасика «бессюжетную» хореографию в выборе Илера явно преобладает. В репертуаре Стасика теперь появится балет (и это сенсация!) такого известного шведского хореографа, как Александр Экман. Имеющий-репутацию «хореографа- хулигана», человека обладающего неиссякаемым чувством юмора («Питер Пен в балете», называет его Илер), Экман - это тот самый хореограф, что поставил для Норвежской труппы балет «Озеро лебедей», где на сцене используется 6 тыс. литров воды… В России балетов этого хореографа практически не видели, за исключением одного, тоже очень забавного, «хулиганского» балета - «Кактусы», который привозил на гастроли 6 лет назад Нидерландский театр танца NDT- II. Для Стасика модный хореограф поставит балет «Тюль», который «представляется довольно редко» и войдет в премьерную программу одноактных балетов намеченную на 25 ноября. Помимо «Тюли» на этот вечер анонсируют и балет «Онис» в составе 2 аккордеонистов (музыка для этого балета специально написана композитором Морисом Паше) и 3-х танцовщиков, от еще одного «незнакомца», хореографа Жака Гарнье, совершенно не известного у нас. А кроме того в состав программы одноактных балетов войдут балеты классиков XX века: знаменитый «Ореол» американского хореографа Пола Тейлора для трех танцовщиц и двух танцовщиков на музыку Генделя, и «Серенада» основателя американского балета Джорджа Баланчина. Интересно, что труппа Музтеатра обратится к балетам Баланчина в первый раз в своей истории, и что такой любитель Баланчина, как Игорь Зеленский, балетов этого хореографа на сцене Музыкального театра ставить не стал (хотя много ставил их в Новосибирске), видимо считая, что подопечные ему артисты МАМТа с этой хореографией просто не справятся. Получится ли это у Лорана Илера? Увидим… Сам Илер надеется, что вскоре в репертуаре появятся и другие балеты американского классика. Вторая программа современных балетов сформированная Илером и запланированная на 5 апреля, как это не парадоксально, откроется балетом «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева, хореографа правившего балетом Стасика почти 20 лет. Увидев эту работу на недавнем вечере посвященном памяти Брянцева и новый гендиректор, и новый худрук балета настолько ей впечатлились, что решили возродить. Однако дальше в программу включены балеты хореографов, прямо скажем, не столь традиционных как Брянцев. «Одинокий Джордж» (Джордж – это черепаха!) на музыку Шостаковича немца Марко Гёке (по словам Илера - «хореографа с собственным лицом») и «Минус 16», хореографа для Стасика совсем уж радикального – Охада Нахарина (по определению Илера «одного из самых значительных хореографов нашего времени»), создателя знаменитого стиля получившего причудливое наименование Гага. «Это три очень разных балета, но это разнообразие их объединяет. Это три разных угла зрения на танец»- рассказал о концепции вечера новый худрук балета. Из классики Илер анонсировал балет «Дон Кихот» в «навороченной» хореографической редакции Рудольфа Нуреева, наставника и руководителя нового балетного начальника Стасика в его бытность танцовщиком Гранд опера. Надо сказать, что это первая постановка балетов Рудольфа Нуреева у нас в стране. Нуреевский «Дон Кихот» будет последней премьерой предъюбилейного 99 сезона Стасика. И намечен он на 5 июля. Редакция Нуреева приходит на смену не слишком удовлетворительной редакции хореографа Алексея Чичинадзе, идущей в театре Станиславского уже в течении не одного десятка лет. Однако хореографических сложностей, что будут поджидать танцовщиков в этой версии, как всегда у Нуреева, несравнимо больше чем в версии ныне идущей. Осилят ли такую хореографию танцовщики Стасика? Вопрос, конечно, риторический. Опять же - увидим! Как увидим и то, полезна ли вообще для развития театра такая «новая» политика. Чествовать в будущем сезоне Стасик собирается и Мариуса Петипа. К 200-летнему юбилею русско-французского классика 23 и 24 апреля здесь пройдет вечер в котором помимо артистов Музыкального театра участие примут ученики балетной школы Парижской оперы и Московской государственной академии хореографии, «потому что передача наследия проходит именно через школы» (программа вечера пока до конца не определена, известно только, что на нем покажут «восстановленные Пьером Лакоттом» фрагменты из «Пахиты» - Полонез - Мазурку и Гран па ). Получит дальнейшее развитие в следующем сезоне также проект, дающий возможность ставить в театре молодым хореографам «Точка пересечения». - А звезд будете приглашать?- поинтересуюсь я у Илера, после пресс-конференции. - Да будет несколько приглашенных. Это не обязательно будут французские артисты. Я не приехал сюда чтобы привнести какую-то французскую модель. Это конечно часть моей культуры, моя история. Но это будет зависеть от роли. Мы будем приглашать тех артистов который к ней подходит. Будь он француз, англичанин, американец или русский. - Такие приглашения будут осуществляться в рамках фестиваля звезд балета, который обычно проходит в театре Станиславского в апреле? - Нет, нет – это будет происходить в течении сезона, фестиваля теперь мы проводить не будем. Это мое субъективное мнение, но мне кажется, что интересней для труппы пригласить тех артистов, которые соответствуют той постановке, на которую мы приглашаем. При этом мы будем учитывать и того танцовщика или танцовщицу из труппы, в пару которому мы будем приглашать. Чтоб это был настоящий между ними обмен. Это касается конкретных ролей, конкретных постановок. Ведь для меня так же очень важно дать возможность проявить себя именно звездам этой труппы. Выстроить, то что интересно и для танцовщиков, и для публики - для меня главная задача на ближайшие 5 лет.

В МАМТе объявили планы на следующий сезон, опередив Большой театр
© Московский Комсомолец