Картины и куры запели на выставке в Москве

Индюк, петух и куры хлопают крыльями и курлыкают. В нескольких метрах от клетки с птицами разминается арфистка. Напротив хрупкая девушка залезает на стремянку и начинает петь мужским басом. Поодаль мать кормит грудью свое дитя. Все они герои картин Аси Фектистовой. На открытии выставки художника «50 попыток сказать честно» в ЦДХ модели материализовались около гигантских полотен, на которых изображены, и стали не менее ценными экспонатами. Ася Феоктистова – художник, который все делает с размахом. Она пишет трехметровые полотна с мужской силойпорой, за считанные часы. Ее живопись – экспрессивная, динамичная, наполненная светом – по-женски теплая и нежная. Как заметил арт-критик Вильям Мейланд, в ней есть «своего рода «красочные взрывы», которые, пользуясь геологической терминологией, являются «направленными взрывами», обладающими энергией созидания». У Аси пятеро детей. Большое хозяйство – чуть ли не ферма (оттуда родом пернатые с картины «Птичий двор»). Собственная галерея в Звенигороде. Словом, энергии и в жизни, и в искусстве у Феоктистовой через край – это чувствуется и на ее юбилейной выставке. В экспозиции – 50 работ, как небольших, графических, так и масштабных. Каждая вызывает зрителя на предельно честный и открытый диалог. За двое суток Ася преобразила 5-й зал ЦДХ до неузнаваемости. В центре сквозного пространства выросли живописные «глыбы»: гигантские стойки, на которых установлены двух-трех-метровые полотна. Они создают неожиданную архитектуру экспозиции, как выражается Феоктистова, сад живописи, Стоунхенж из монументальных полотен. Зритель может пройти между ними по коридору, увидев «изнанку» холстов и обнаружив там тексты, которые рождались вместе с живописью. Вот картина «Снег за окном», где мать кормит младенца. На обратной стороне холста – белый стих: «Снег за окном все время падал комьями на живую изгородь замерзшего винограда, раскачивая тишину в комнате. Юная мама остановила время, чтобы покормить ребенка…». А за веревочной оградой, какими обычно ограждают музейные экспонаты, сидит та самая женщина с ребенком. Тема материнства имеет особое значение для Феоктистовой, ведь у нее большая семья. Важна для нее и музыка. Муж Аси – композитор и исполнитель Никита Кочергин, мама и бабушка – известные преподаватели фортепьяно, о которых в своей книге «Мой друг Осип Мандельштам» упоминает Михаил Сеславинский. В родном Нижнем Новгороде в рамках проекта «Ассимиляция» Ася за три часа «перевела» на живописный язык 10 музыкальных произведений известных композиторов – от Баха до Шнитке. Так что неудивительно, что картины Феоктистовой зазвучали на открытие выставки в ЦДХ. Кстати, портрет джазовой вокалистки Анны Лукошиной – той самой, что поет на разные голоса, стоя на стремянке, – Ася дописала накануне премьеры. Заметим, финисаж проекта будет тоже музыкальным: 11 мая на глазах зрителей Ася напишет музыку барокко в новом, авангардном, прочтении лауреата премии «Молодые таланты России» Александры Кореневой. Тем временем особым сюжетом на вернисаже стала презентация 200-страничного каталога, где собраны работы художника за разные годы. «Удивительно, как много новых работ я нашла в каталоге и на выставке, – сказала «МК» арт-дилер и искусствовед Марина Кроник, которая стала одним из первых зрителей выставки. – Ася крайне плодовитый человек, причем во всем. Я считаю ее одним из лучших художников современности. Уверена, она войдет в историю искусства. Эта выставка для нее определенный рубеж. Надеюсь, он откроет для Аси новые горизонты».

Картины и куры запели на выставке в Москве
© Московский Комсомолец