Выставка "Я здесь": молодое армянское искусство в сердце Москвы
S utnik, Лев Рыжков В двух шагах от Кремля Музей моды располагается в московском Гостином дворе. Если выйти из музейного подъезда, видно ГУМ, Красную площадь, Кремль. И вот здесь, в самом сердце России, открылась выставка молодых армянских художников. Это, безусловно, и почетно, и респектабельно. Для того, чтобы попасть на выставку, надо пройти рамку с металлоискателем и очень строгим охранником и подняться по старинным ступеням на второй этаж. На выставке я оказался, в принципе, в самое подходящее время — за час до официального открытия. Когда все уже собрались, художники (да и организаторы) волнуются. А гости — вот-вот приедут. По первому впечатлению, выставка — очень разнообразная. Первое, что я вижу — пейзажи Армении. Затем — портрет писателя Сергея Довлатова, около которого многие делают сэлфи. Дальше — модные аксессуары. В отдельном, боковом, зале — национальные костюмы, а на стенах — затейливые графические работы. Играет струнный квартет "Времена года" под руководством Наринэ Симонян. Кроме шуток, начинаешь чувствовать себя гостем аристократического собрания. Достояние предков Поскольку выставка проходит в Музее моды, представлена армянская национальная одежда. Знакомлюсь с Аревик Карамян, представительницей культурного центра "Армат Арт". "На самом деле эти костюмы — исторические, — говорит Аревик. — Мы заказали их у всем известного культурного центра "Терьян", который находится в Армении. В этой одежде ходили наши бабушки. Вот это, например, арцахский костюм". Аревик указывает на какую-то немыслимую красоту, украшенную изысканным орнаментом. В московском Музее моды открылась выставка «Я ищу. Я вижу. Я здесь» "Армат Арт" продвигает армянскую национальную одежду, как модный бренд. Значительную часть его работы тянут на своих плечах две хрупких девушки — Аревик Карамян и Атевик Астерян. Они делают изысканные фотосессии моделей в армянской национальной одежде. Но зачем они это делают? "Случалось такое, что наши соседи — азербайджанцы, да и грузины брали наши костюмы, наши узоры и говорили, что это — их заслуга, — объясняет Аревик. — То есть, это якобы их бабушки носили. Но это же не так! И поэтому мы популяризируем нашу одежду, чтобы она не забывалась". О себе Аревик рассказывает, что до поры она была обычной московской девушкой. И культурой Армении интересовалась, в принципе, не более, чем все остальные московские девушки. Но в какой-то момент, вскоре после того, как Аревик исполнилось двадцать лет, у нее случился момент истины. "Это произошло, когда я пошла в армянскую церковь и в первый раз посетила литургию, — рассказывает Аревик. — Я увидела таких же ребят, как и я, только они не говорили на русском языке. И я вдруг поняла, что, в принципе, они такие же современные, они такие же интересные. И что культура Армении — великая, красивая, сильная. С тех пор занимаюсь ее популяризацией". В московском Музее моды открылась выставка «Я ищу. Я вижу. Я здесь» Стартапы и древности Знакомлюсь с одним из организаторов выставки, художницей Манэ Брутенц. Она представила в экспозиции авторскую керамику. Манэ, в свою очередь, знакомит меня с экспонатами и их создателями. Вот самый титулованный и признанный художник — Давид Багдасарян. Он молод, но участвовал уже во множестве выставок, были и персональные. Работы Давида можно увидеть как у коллекционеров-ценителей, так и на сцене московских театров, которые заказывают ему декорации. В московском Музее моды открылась выставка «Я ищу. Я вижу. Я здесь» Графические работы Давида Багдасаряна можно рассматривать и как произведения искусства, и как интеллектуальный ребус, в котором зашифрованы настоящие мистические послания на древних языках — санскрите, иврите, латыни. Сам Давид признается, что в его работах можно найти и армянские национальные орнаменты, и древние письмена. Надо только внимательно всмотреться. Есть работы на стыке искусства и бизнеса. Молодым стартапером, например, является Анна Ханинян, представившая в экспозиции свой бренд одежды. Или Вардуи Сукиасян, изумившей автора этих строк аксессуарами из дерева. А художница Арминэ Чилингарян представила ювелирные изделия. Вернее, их подробные макеты. По словам Манэ Брутенц, макеты выставлены потому, что экспонирование ювелирных изделий подразумевает особые правила, особую систему сигнализации и охраны. Музей моды, и без того любезно предоставивший свою площадку, все-таки не стал менять свои правила. Поэтому вместо бриллиантового великолепия глазам зрителей представлена его точная копия. А вот работы ереванской художницы Ассико Смгарян. Она работает с зарубежными стартапами. Рисует для них графические скетчи, которые потом появляются на ультрамодных сумочках и футболках. На выставке Ассико представила графические работы, в числе которых — портрет великого американского писателя Уильяма Сарояна и басиста группы "System of a Down" Шаво Одаджяна. Проблемы и решения Некоторые экспонаты попали на выставку с большими приключениями, по накалу напоминающими триллер. Например, триптих прекрасного художника Нарека Барсегяна. Части триптиха — очень большие. И возникла настоящая проблема — как их вывезти? "Сначала хотели вывезти монументальные работы Нарека на автомобиле, — говорит Манэ. — Но сделать это совсем не просто. На границе возникают вопросы. Притом, не на грузинско-армянской, а на российско-грузинской. Через Верхний Ларс ввезти какие-либо произведения искусства фактически невозможно, даже имея на руках все бумаги из Министерства культуры. В итоге пришлось заказывать авиаперевозку". По словам Манэ Брутенц, к выставке они шли достаточно долго — два с половиной года. "Сначала мы были в социальных сетях, — рассказывает Манэ. — Выставляли работы, рассказывали о художниках. А потом родилась идея развиртуализироваться. И мы вместе с Лианой Ахиновой стали действовать. И постепенно находилось все. И когда нам предложили в качестве выставочной площадки Музей моды, мы не могли поверить такому счастью. Это заслуга всей нашей команды". Грани армянского искусства Но вот залы музея заполняются гостями почти до отказа. И под аплодисменты зрителей начинается торжественная часть. Манэ и Лиана — две хрупкие девушки, совершившие, в принципе, настоящее чудо, стоят перед публикой и, кажется, немного стесняются. Смущенно улыбаются. Непривычны еще к овациям. "Сегодня выставляются армянские художники, скульпторы, дизайнеры, — говорит директор Музея моды Игорь Корнилов. — Представлены работы творцов, которые получают или получили академическое образование в совершенно разных заведениях. В Армении, в России, некоторые — за рубежом. И вот в этом-то и изюминка. Когда люди с одними корнями, обучаясь в разных художественных школах, с разными традициями, говорят об одном — об Армении". В зале присутствуют не только родные, близкие и знакомые художников, но и представители посольства Республики Армения в России. Они уверены, что российский зритель сможет увидеть, чем дышит искусство в Армении и познакомиться с работами талантливых армянских художников.