Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Тайны 500-летнего Амвона. В Петербурге представили уникальный экспонат

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария». На ней представлено более двухсот экспонатов. Среди них – уникальный, единственный сохранившийся в мире Амвон, возраст которого почти 500 лет.

Тайны 500-летнего Амвона. В Петербурге представили уникальный экспонат
Фото: АиФ Санкт-ПетербургАиФ Санкт-Петербург

Венчал на царство

Видео дня

Эпоха святителя Макария – это XVI столетие, расцвет новгородского искусства. Архиепископ управлял епархией с 1526 по 1542 годы, а после этого стал митрополитом Московским и всея Руси. Именно Макарий венчал на царство Ивана Грозного. Интересно, что скульптурное изображение самого святителя можно увидеть в Новгороде – на памятнике «100-летия России».

Во время своего служения в Новгороде Макарий уделял много внимания реставрации икон и храмов. При нём в Софийском соборе были подновлены фрески. Именно по его указанию в 1533 году был создан Амвон, стоявший в центре храма. Своей красотой Амвон произвёл такое впечатление на новгородцев, что упоминание о нём есть в летописи.

Высота Амвона – три метра, окружность – шесть метров, во время службы священник поднимался на него по приставной лестнице. Со временем такие сооружения вышли из употребления, и представленный на выставке – единственный сохранившийся в мире.

Без клея и гвоздей

Вплоть до XVII века Амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода – Софийского. Затем Амвон убрали на хоры, где и обнаружили через сто лет. В числе других древностей Софии он был передан в Академию художеств, а затем – в Русский музей. До революции этот уникальный экспонат демонстрировался в экспозиции, а после оказался в запасниках. С началом войны Амвон подготовили к эвакуации, но вывезти не успели, и всю блокаду он хранился в подвалах музея.

Реставраторы начали работу в 2013 году. Они обнаружили, что Амвон создан из нескольких пород дерева, а конструкция состоит из трёхсот деталей, причём все части соединены без помощи клея или гвоздей. Прочность сооружения обеспечивали кованные металлические полосы, скреплявшие детали. Амвон был декорирован множеством деревянных резных позолоченных и посеребрённых украшений, фигурками святых и тридцатью маленькими иконами.

Конструкция сохранилась практически целиком, за исключением приставных лестниц и настила кафедры. Вот иконки до нашего времени не дошли. Реставраторы укрепили древесину и все детали, удалили загрязнения, защитили красочный слой лаком. Работа велась под микроскопом, микроскальпелями, для неё потребовалось почти пять лет.

«Афонкин жребий»

Мастеров ждали открытия. Так, в одной из декоративных главок была обнаружена записка размером 11, 5 на 4, 5 см., сложенная вчетверо с текстом: «Афонкин жребий. У Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попы. У Знамения Богородицы два попы». Если текст трудно поддаётся современному пониманию, то технико-технологические исследования записки показали, что написана она не позднее второй половины XVII века старинными, так называемыми железогалловыми чернилами на бумаге высокого качества... французского производства!

Во время расчистки накладного декора обнаружили сделанное резцом изображение «человечка»: в его руках – посох, а ноги напоминают букву «м». Исследования продолжаются, и велика вероятность, что Амвон хранит ещё немало тайн.