Не хуже Мариинки и Большого. Зачем Воронежу балетный фестиваль

«Руслан и Людмила» и «Тысяча и одна ночь», «Жизель» и «Макбет» и даже так редко исполняемые «Анюта», «Кармен-сюита» и «Барышня и хулиган» - самые именитые и талантливые выходцы воронежского балета вернулись на родную сцену, чтобы исполнить главные партии в спектаклях, вошедших в программу фестиваля «Воронежские звезды мирового балета». В апреле Воронежский театр оперы и балета порадовал местных любителей изящного искусства целой россыпью событий. О том, чем масштабный фестиваль может помочь родному театру и как местные артисты смотрелись на одной сцене с резидентами залов Большого и Мариинки, корреспондент «АиФ-Черноземье» поговорил с худруком фестиваля Александром Литягиным. А прима-балерина Чувашского театра оперы и балета Марианна Субботина перед своим выходом на сцену рассказала, почему ей нравится выступать в старых стенах больше, чем на отполированных новых площадках. Чтобы заметили и помогли «Фестиваль состоялся на более высоком уровне, чем первый, с более именитыми гостями, с более громкими аплодисментами зрителей, с масштабными балетными полотнами, с интересным репертуаром и большой, упорной и продуктивной работой. Я этому безумно рад», - поделился в день закрытия балетного форума Александр Литягин. Ирина Евсюкова, «АиФ-Черноземье»: В последнем спектакле в рамках фестиваля – постановке «Тысяча и одна ночь» - вы вышли на сцену и исполнили главную партию. Волнительно было танцевать после долгого перерыва, да еще и в паре с примой? - Конечно, волнительно закрывать фестиваль и выходить в домашних стенах на родную сцену со звездами. Мы часами готовились в балетном зале. У нас было много репетиций, старались выставить каждую позу. Мы пытались сделать так, чтобы это был не просто выход на сцену, а яркое, радостное и качественное событие. Чтобы зритель сказал, что Летягин не зря завершает фестиваль, что он еще может и что в Воронеже есть артисты, соответствующие столичным звездам. - Ваша труппа две недели работала без сна и отдыха, практически каждый день выходя в новых спектаклях. Как артисты справились с такой нагрузкой? - Труппа с нетерпением ждала завершения этой большой работы. За этот период у нас есть выбывшие. Есть люди, которые ушли на больничный, есть те, кто работал с травмами. Да, ребята безумно устали. Они провели семь спектаклей, которые шли и каждый день, и через день. Причем вечером они танцевали одно, а уже с утра вспоминали другое. Сейчас они отправляются в отпуск на целых два дня, ведь с 3 мая у нас снова начнутся спектакля. Я думаю, что они уйдут на выходные с чувством выполненного хорошего дела. - Как оценивали уровень фестиваля и воронежского балета звездные гости? - Мы очень старались соответствовать уровню лучших традиций русского балета. Это не только мои наблюдения. Это замечают критики и профессионалы. Говорят, что такие репертуарные полотна может позволить себе не каждый театр. Гости замечали, что у нас мобильная, профессиональная, интересная труппа, которая может собираться, которая соответствует уровню лучших театров нашей страны. Это безумно приятно. Хочется показывать этих ребят, чтобы их ценили так, как ценю их я. - Не боитесь, что после такого успеха ваших артистов разберут другие театры? - Это уже другая моя задача как руководителя. Я дорожу каждым. Здесь лишних нет. Это показал и наш фестиваль. Я делаю все, чтобы они никуда не уезжали. Для этого нужно создавать условия, давать танцевать. - И все же за историю воронежского театра оперы и балета было немало талантливых ребят, уехавших работать в другие театры и ставших там настоящими звездами. О чем это говорит? - Это говорит о многом. В первую очередь, о том, что наше хореографическое училище готовит профессиональные кадры. И о том, что наш театр и условия работы в нем на сегодняшний день не совсем могут конкурировать с другими театрами, особенно федеральными. Я сравниваю нас не только с Большим и Мариинским театрами, но и с другими провинциальными учреждениями. Например, театрами в Перми, Йошкар-Оле или Казани, где артисты находятся в гораздо лучших условиях. У них больше зарплата, больше гастролей, еще больше репертуар. Хотя репертуар и у нас огромный. Когда к нам приехал Юрий Петрович Бурлака, он оценил, как мы стараемся держать нашу планку. Я думаю, что мы все-таки развиваемся. А судя по тому, что наши артисты сейчас не уплывают из театра, а труппа по чуть-чуть прибавляется, мы идем в правильном направлении. - В театре сейчас происходят позитивные процессы как в балете, так и в опере. Вы думаете, они способны улучшить те самые условия для артистов? - Я один из тех людей, которые создают эти процессы. Но от меня, к сожалению, не зависит, даст ли это что-то большее театру. Мы пытаемся сделать что-то изнутри, хотелось бы, чтобы и снаружи на нас обратили внимание и помогли. Я провожу здесь по 18 часов в день, надеясь на то, что воронежский балет зазвучит. Я в это верю. - В новом сезоне мы ждем премьеры масштабного балета «Корсар», который помогает ставить легендарный Юрий Бурлака. Главные партии в нем отдадут приезжим звездам или все-таки своим артистам? - Работа с Юрием Петровичем поднимает планку для нашего театра. Я все сделаю для того, чтобы в нем танцевали все артисты нашего театра. Для меня это приоритет. Наши артисты соответствуют высокому уровню. Для этого мы и проводим фестиваль – чтобы показать на одной сцене и воронежских звезд, и звезд мирового класса. «Стекло в пуанты уже никто не сыплет» Прима-балерина Чувашского театра оперы и балета Марианна Субботина станцевала для воронежских зрителей партию Шехерезады в балете «Тысяча и одна ночь». «Мне нравится у вас все. Даже погода хорошая. И, конечно, очень нравится театр. У нас в Чебоксарах здание более современное. Но в таких старых театрах приятно работать. Здесь присутствует атмосфера многолетнего творчества, - рассказала балерина перед самым выходом на сцену. – И еще очень понравились исполнительские составы. Ваши ребята – молодцы. Никто не жалуется, все очень милые и доброжелательные. Нет угрюмости, усталости не видно. А Александр Александрович – вообще без комментариев: и сам репетирует, и еще кучу дел делает. Каждый день, беря новую ступеньку, ты чувствуешь себя лучше. Да, устаешь физически и морально, но общее ощущение выполненной работы того стоит». - То есть приняли вас хорошо, и местные примы стекло в пуанты не подсыпали? - Ну что вы! (смеется) Я думаю, такого уже нет нигде. Это все легенды досоветских времен. Сейчас конкуренция более здравая, чем раньше.

Не хуже Мариинки и Большого. Зачем Воронежу балетный фестиваль
© АиФ