В Пермском ТЮЗе "Еврейское счастье" стало интернациональным
В Пермском ТЮЗе состоялась премьера спектакля "Еврейское счстье" по пьесе "Мой внук Вениамин" Людмилы Улицкой. На общественном просмотре зал был полон, публика тепло приняла новую работу творческого коллектива, на поклонах актерам подарили цветы. Однако на театральном разъезде пришлось услышать разные мнения. От восторженных — от молодых зрителей, и несколько сдержанных — от умудренных жизнью, которые не поверили в реальность литературного сюжета Улицкой. Сюжет действительно с крутыми поворотами, несколько фантастичными. И произведения Людмилы Улицкой на сцене ставить проблематично, что она сама признала на встрече с пермяками в прошлом году на премьере «Веселых похорон» в Театре-Театре. Но мы не будем на этом останавливаться, потому что главное в премьере «Еврейского счастья» - игра двух ведущих актрис ТЮЗа Валентины Лаптевой и Татьяны Жарковой. Постановщик Михаил Скоморохов, выбрав эту пьесу для постановки, подарил актрисам роли, в которых они могут раскрывать перед новыми поколениями зрителей свой актерский и человеческий талант, мастерство, накопленное за годы творческой жизни в этом театре. А актерский талант, как сказал поэт, «единственная новость, которая всегда нова». Роль главной героини Эсфири Львовны исполняет Валентина Лаптева. Вместе с режиссером они немного переосмысливают литературный характер. Эсфирь Львовна не столько «последняя местечковая еврейка» (как ее характеризует Улицкая), сколько целеустремленная волевая и заразительная Женщина и Мать. Два слова с большой буквы характеризуют помыслы, которые владеют Эсфирь Львовной: она стремится достойно жить и найти сыну семейное счастье с еврейской девушкой, пусть и против его воли. Да, ее мечты разбиваются о реальность, но это открывает в ней новые душевные движения. Характер остается прежним: она смело идет вперед, рождая ироничные комментарии родственников и улыбки зрителей. Но она никогда не сдается. Буквально с первых минут актриса полностью захватывает внимание зала. В элегантных костюмах, с властными взмахами рук она, как диковинная птица, буквально парит над сценой, и этому ощущению еще способствует и конструкция из уходящей вверх лестницы, по которой Эсфирь Львовна - Лаптева - то взбегает, то спускается. Этому вихрю в человеческом облике нельзя не подчиниться. Он увлекает за собой, и только спустя время понимаешь, что ты с его движением не совсем согласен. Если в какой-то момент Эсфирь Львовна обнаруживает, что ее планы рушатся, она мгновенно останавливает свой «бег», как в детской игре «Замри!». Но сделав глубокий вдох, она вновь оживает, и на свет рождается новая идея, которая может быть диаметрально противоположной той, что высказывалась до того. Но тоже светла - по своим устремлениям. Вот эта как бы нарочитая театральность поведения главной героини является самым увлекательным в спектакле, потому что за ним угадывается жажда Эсфири Львовны к жизнетворчеству, ее, выражаясь современным языком, креативность. В создании образа Эсфири Львовны Валентина Лаптева сполна проявляет собственный незаурядный темперамент, способность мгновенно менять тональность игры - от возвышенного пафоса к эксцентрике, от лирики - к юмору и иронии. Череда настроений ее героини, которые явлены зрителю легко, отчетливо и энергично, заставляют восхищаться пластичностью внутреннего мира актрисы и ее мастерством. Несколько по-другому выстроена роль двоюродной сестры Эсфири Львовны - Елизаветы Яковлевны в исполнении Татьяны Жарковой. Здесь видна определенная линия раскрытия характера - от «смирна и тиха», как написано в ремарке от автора, до беспощадной судьи; от страдающей в одиночестве женщины до счастливого состояния будущей бабушки, ждущей появления на свет долгожданного внука. Именно Елизавете Яковлевне по сюжету удается наладить диалог поколений и привести к счастливому разрешению комедийной межнациональной коллизии, возникшей при реализации мечты ее двоюродной сестры. Татьяну Жаркову мы знаем как острохарактерную актрису, с чувством юмора, умением преображаться внешне до неузнаваемости и привлекать нас мерцающей тайной персонажа. Здесь есть все то, чем мы восхищались в других ее ролях. Но одновременно в этой ее новой работе оказывается очень интресным драматизм сложного характера Елизаветы Яковлевны. Актрисе удается передать многие оттенки непростого отношения своей геронини к яркой личности ее сестры. Здесь и любовь, и скепсис, и нежелание невзначай обидеть, и попытка образумить, и сопереживание в горькие минуты, и солидарность в общих воспоминаниях о юности. Ее Елизавета Яковлевна постепенно завоевывает сочувствие публики, и актриса мастерски распределяет свои силы на этом непростом пути к победе над сердцами зрителей. В ансамбле с замечательными актрисами в тот вечер работали молодые исполнители Анна Михайлова (Сонечка) и Дмитрий Гордеев (Витя), сценографический образ спектакля создала Ольга Трофимова, музыкальную атмосферу - Марк Гольдберг, художник по свету - Евгений Ганзбург. Фото из архива театра.