Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

В Пермском ТЮЗе "Еврейское счастье" стало интернациональным

В Пермском ТЮЗе состоялась премьера спектакля "Еврейское счстье" по пьесе "Мой внук Вениамин" . На общественном просмотре зал был полон, публика тепло приняла новую работу творческого коллектива, на поклонах актерам подарили цветы. Однако на театральном разъезде пришлось услышать разные мнения. От восторженных — от молодых зрителей, и несколько сдержанных — от умудренных жизнью, которые не поверили в реальность литературного сюжета Улицкой.

В Пермском ТЮЗе "Еврейское счастье" стало интернациональным
Фото: Новости Перми и Пермского краяНовости Перми и Пермского края

Сюжет действительно с крутыми поворотами, несколько фантастичными. И произведения Людмилы Улицкой на сцене ставить проблематично, что она сама признала на встрече с пермяками в прошлом году на премьере «Веселых похорон» в Театре-Театре. Но мы не будем на этом останавливаться, потому что главное в премьере «Еврейского счастья» - игра двух ведущих актрис ТЮЗа и . Постановщик , выбрав эту пьесу для постановки, подарил актрисам роли, в которых они могут раскрывать перед новыми поколениями зрителей свой актерский и человеческий талант, мастерство, накопленное за годы творческой жизни в этом театре. А актерский талант, как сказал поэт, «единственная новость, которая всегда нова».

Видео дня

Роль главной героини Эсфири Львовны исполняет Валентина Лаптева. Вместе с режиссером они немного переосмысливают литературный характер. Эсфирь Львовна не столько «последняя местечковая еврейка» (как ее характеризует Улицкая), сколько целеустремленная волевая и заразительная Женщина и Мать. Два слова с большой буквы характеризуют помыслы, которые владеют Эсфирь Львовной: она стремится достойно жить и найти сыну семейное счастье с еврейской девушкой, пусть и против его воли. Да, ее мечты разбиваются о реальность, но это открывает в ней новые душевные движения. Характер остается прежним: она смело идет вперед, рождая ироничные комментарии родственников и улыбки зрителей. Но она никогда не сдается.

Буквально с первых минут актриса полностью захватывает внимание зала. В элегантных костюмах, с властными взмахами рук она, как диковинная птица, буквально парит над сценой, и этому ощущению еще способствует и конструкция из уходящей вверх лестницы, по которой Эсфирь Львовна - Лаптева - то взбегает, то спускается. Этому вихрю в человеческом облике нельзя не подчиниться. Он увлекает за собой, и только спустя время понимаешь, что ты с его движением не совсем согласен. Если в какой-то момент Эсфирь Львовна обнаруживает, что ее планы рушатся, она мгновенно останавливает свой «бег», как в детской игре «Замри!». Но сделав глубокий вдох, она вновь оживает, и на свет рождается новая идея, которая может быть диаметрально противоположной той, что высказывалась до того. Но тоже светла - по своим устремлениям.

Вот эта как бы нарочитая театральность поведения главной героини является самым увлекательным в спектакле, потому что за ним угадывается жажда Эсфири Львовны к жизнетворчеству, ее, выражаясь современным языком, креативность. В создании образа Эсфири Львовны Валентина Лаптева сполна проявляет собственный незаурядный темперамент, способность мгновенно менять тональность игры - от возвышенного пафоса к эксцентрике, от лирики - к юмору и иронии. Череда настроений ее героини, которые явлены зрителю легко, отчетливо и энергично, заставляют восхищаться пластичностью внутреннего мира актрисы и ее мастерством.

Несколько по-другому выстроена роль двоюродной сестры Эсфири Львовны - Елизаветы Яковлевны в исполнении Татьяны Жарковой. Здесь видна определенная линия раскрытия характера - от «смирна и тиха», как написано в ремарке от автора, до беспощадной судьи; от страдающей в одиночестве женщины до счастливого состояния будущей бабушки, ждущей появления на свет долгожданного внука. Именно Елизавете Яковлевне по сюжету удается наладить диалог поколений и привести к счастливому разрешению комедийной межнациональной коллизии, возникшей при реализации мечты ее двоюродной сестры.

Татьяну Жаркову мы знаем как острохарактерную актрису, с чувством юмора, умением преображаться внешне до неузнаваемости и привлекать нас мерцающей тайной персонажа. Здесь есть все то, чем мы восхищались в других ее ролях. Но одновременно в этой ее новой работе оказывается очень интресным драматизм сложного характера Елизаветы Яковлевны. Актрисе удается передать многие оттенки непростого отношения своей геронини к яркой личности ее сестры. Здесь и любовь, и скепсис, и нежелание невзначай обидеть, и попытка образумить, и сопереживание в горькие минуты, и солидарность в общих воспоминаниях о юности. Ее Елизавета Яковлевна постепенно завоевывает сочувствие публики, и актриса мастерски распределяет свои силы на этом непростом пути к победе над сердцами зрителей.

В ансамбле с замечательными актрисами в тот вечер работали молодые исполнители (Сонечка) и (Витя), сценографический образ спектакля создала , музыкальную атмосферу - Марк Гольдберг, художник по свету - .

Фото из архива театра.