Архитектор Юрий Григорян: мы ведем "египетскую" по своим масштабам стройку
МОСКВА, 30 мая — РИА Новости, Анна Кочарова. ГМИИ им. А. С. Пушкина отмечает 105-летие. Музей, созданный Иваном Цветаевым как учебный, сегодня — один из крупнейших и авторитетнейших в мире. Как и в начале ХХ века, сегодня Пушкинский строится — в ближайшие годы вокруг главного здания появится целый музейный квартал. Этим масштабным проектом с 2014 года занимается архитектурное бюро "Меганом". Руководитель бюро Юрий Григорян рассказал Анне Кочаровой о том, как преобразится эта территория. — Пушкинскому музею принадлежит большая территория в центре Москвы, которая вскоре силами вашего бюро будет значительно преобразована. Что там изменится принципиально? — Для города это проект исторический и коллективный. Музей был создан по инициативе российского историка и археолога Ивана Цветаева при содействии мецената Нечаева-Мальцова. И, пожалуй, только сегодня мы можем оценить то, насколько была важна эта инициатива — создать просветительский музей изящных искусств. Ризосфера. Проект развития ГМИИ им. А. С. Пушкина В этом был личный героизм и самоотверженность его создателей. Сегодня это работа тоже совместная: большое участие в ней принимает весь коллектив музея, группа архитекторов, историки, строители, дизайнеры. Исторически большую роль сыграла президент ГМИИ Ирина Антонова, которая присоединила соседние здания. И, конечно, директор Марина Лошак, которая развивает и продвигает проект. Когда-то музей был окружен жилыми постройками — усадьбами и дворцами. Сегодня это уже территория музея, который благодаря этим зданиям расширяется. Подземное пространство также включено в проект, что поможет создать необходимые логистические связи. Композиция, которая возникла вокруг главного здания музея, это в каком-то смысле астрономическая система, где главное здание — "солнце", а другие — "планеты". Такой музейный квартал не имеет аналогов в мире. В мировой практике случается так, что музей обзаводится новым зданием. Есть и музейные кварталы, где несколько музеев расположены рядом. Но чтобы один музей получил значительную территорию города — это довольно необычно. Далеко не во всех экономиках мира такое возможно. — А что для города изменит это новое пространство? В вашем проекте, например, говорится о сужении Волхонки и появлении бульвара. — Мы постараемся сделать бесшовный стык между пространством музея и городскими улицами. Человек, который туда попадет, этой разницы не почувствует. А городская территория, в свою очередь, обогатится кураторством Пушкинского музея ─ она станет местом проведения различных арт-инициатив, лекций и выставок. В структуре города появится новое публичное арт-пространство. Могут быть и другие модели: например, музей сам по себе, а улицы сами по себе. В этом тоже нет ничего плохого. Но наша схема нацелена на то, чтобы городское пространство и пространство музея друг с другом соприкасались, растворялись друг в друге. Музейный комплекс включает в себя целый ряд зданий, которые сложно между собой связать. Решению этой задачи служит предложенная нами концепция "ризосферы" ─ единой системы навигации, освещения, мощения, благоустройства, призванной объединить ландшафт в общее целое. Мы работаем над этой задачей еще и с учетом того, что она охватывает достаточно протяженный по времени процесс. Ризосфера. Проект развития ГМИИ им. А. С. Пушкина Мы выиграли конкурс в 2014 году, а главное здание должно открыться после реставрации в 2025 году. К этому времени завершится благоустройство территории. Открытие других зданий комплекса ─ каждого со своей выставочной программой ─ будет проходить постепенно. То есть это будет такая "египетская", я бы сказал, по своим масштабам и длительности стройка. Эта работа — в большой степени подарок судьбы. Мы проникаем в жизнь такой важной культурной институции, исследуем то, как она работает, изучаем историю создания музея, его архитектуру, общаемся со специалистами. Для нас это во многом образовательный проект. — Каким образом изучение истории музея повлияло на ваш проект? — Когда я прочитал переписку Цветаева с архитектором Клейном, то смог оценить, какие бывают отношения между заказчиком и архитектором. Я бы сказал, такие отношения в наши дни не часто встречаются — они были уважительными, почтительными и в высшей степени профессиональными. Оба были нацелены на создание выдающегося произведения. Для Цветаева это был проект жизни, вскоре после его завершения он скончался. Ризосфера. Проект развития ГМИИ им. А. С. Пушкина Здание музея относительно новое — ему всего сто лет, но выглядит оно как историческое, древнее, античное. Здание построено очень качественно. При строительстве много внимания было уделено деталям: меценат Нечаев-Мальцов осуществил множество финансовых вложений, принимая решения о закупке качественных и долговечных материалов, архитекторы ездили на карьеры для выбора камня. И сегодня мы видим следы той работы. Когда ты понимаешь историю строительства, то неизбежно начинаешь ощущать себя частью этой истории, потому что мы в нее вовлечены. Это внутренне поднимает планку, дает бодрость, вдохновение, ощущение ответственности. Ризосфера. Проект развития ГМИИ им. А. С. Пушкина — Когда мы увидим первые перемены? — Я думаю, это будет приблизительно в 2019 году. Мы увидим построенное хранилище и реставрационный корпус с небольшим выставочным пространством — там разместятся три выставочных зала, в которых музей сможет проводить выставки, пока главное здание будет на реставрации. — Оно требует значительной реставрации? — Нет, только технически необходимых вмешательств. Например, фермы (стальные конструкции потолка. — Прим. ред.) Шухова из-за конденсата наверху местами сильно заржавели, есть несколько аварийных участков. Общая идея реставрации состоит в том, чтобы патина времени осталась. Люди, которые любят и знают музей, войдя туда после реставрации, не должны увидеть ничего, что изменило бы основную идею и дух музея. Ризосфера. Проект развития ГМИИ им. А. С. Пушкина Мы знаем, что экспозиция главного здания изменится. Но при этом мы знаем, что она никогда и не была статичной. Цветаевская экспозиция исчезла достаточно давно, когда-то в Пушкинском был музей подарков Сталину. Позже экспозицию также несколько раз переделывали. Перед кураторами сейчас стоит достаточно увлекательная и сложная задача: как расположить в главном здании искусство Древнего мира. Здесь будет "царство сокровищ", а живопись разместится в галерее старых мастеров. — Я прочитала, что на территории музея вы собираетесь прокладывать маршруты и даже отапливать эти дорожки зимой с помощью современных технологий… — В нашем проекте есть ряд идей, которые мы бы хотели осуществить, — например, обустроить участки зимних маршрутов внутри усадебных территорий. Это зависит от финансовых возможностей. Когда будет осуществляться проект благоустройства территории, тогда и будет понятно, какие средства город или музей как федеральное учреждение смогут на это выделить.