Настоящие артисты. Как детскому театру из Липецка аплодировали в Европе
Главное — горящие глаза «Творчество. Энергия. Молодость» — сокращённо «ТЭМ», под таким девизом детская театральная студия живёт уже 2 года. А появилась она случайно, на базе курсов по художественному слову. «Я стараюсь жить интересно и очень люблю детей, вот мне и захотелось поделиться с ними, сделать и их жизнь увлекательной, — рассказывает педагог дополнительного образования, режиссёр детского театра Эльмира Мельниковская. — Кроме того, я считаю, что у нас уделяют недостаточно внимания детскому творчеству, а ребятам это необходимо. Так и родилась идея создать театральную студию в гимназии №1». В студию попали и те, кто уже занимался с Эльмирой Эрнестовной, и те, кого привлекло слово «театр». «Я узнал о театральной студии, когда перевёлся из другой школы, мне стало интересно, захотелось попробовать что-то новое, научиться выражать свои эмоции», — делится шестиклассник Дмитрий Агарков. Принимали всех, кастингов и проб не устраивали, главное требование, которое предъявляли к будущему артисту — желание и горящие глаза. «Я считаю, что учиться правильно говорить, владеть телом, эмоциями, выражать свои мысли и перевоплощаться может каждый ребёнок. Другое дело стать настоящим артистом, здесь, конечно, нужно, чтобы Бог поцеловал. Но мы пока не знаем, есть ли у кого-то такой дар, ведь мы только в начале пути», — уточняет режиссёр. И хотя театр детский, с проблемами ребята сталкиваются серьёзными. Не зря говорят: путь артиста, пусть даже юного, тернист. Чего стоит хотя бы время репетиций — готовят спектакли перед уроками, с 7.00 до 7.55. Да и на самих занятиях бывает всякое: и крики, и слёзы. «Самое трудное — делать, как тебе говорят, — признаётся Дима, — а ещё следить за речью и поведением на сцене, не поворачиваться к зрителям спиной. Хотя случалось и такое». «Бывало, текст забывал на репетициях, что вызывало недовольство ребят, в такие моменты было очень сложно выдержать критику, не начать ругаться, а прислушаться к совету», — поддерживает коллегу шестиклассник Виталий Струев. Но школьники на трудности смотрят со взрослой, даже философской, точки зрения, признаются, что они закаляют, помогают расти. И за два года существования театра им уже есть чем гордиться. Студия собрала первые места городских и областных фестивалей, а за спектакль, посвящённый Бунину, ребят удостоили специального приза. И вот недавно они вернулись из Литвы — стали лауреатами международного фестиваля «Янтарная заря». Рассказать правду «Нас сначала вообще не хотели приглашать, — рассказывает Эльмира Мельниковская. — Ещё бы! Молодой неизвестный театр, а там фестиваль такого уровня — один из лучших в Европе. Но мы настояли, чтобы нас посмотрели, отправили отрывок из нашего спектакля про Бунина. И получили приглашение!» Так на ребят легла задача чуть ли не государственной важности, ведь нужно было представить не школу и даже не город, а страну, ведь помимо них, из России был всего один театр — из Красноярска, остальные — коллективы Польши, Латвии, Украины, Беларуси, Эстонии... На суд жюри липецкие школьники представили спектакль «Прости нас, чучело», поставленный по знаменитой повести Железникова о проблемах взаимоотношений детей в школе и детской жестокости. Главная героиня — новенькая в классе, — берёт чужую вину на себя, за что становится изгоем, предметом насмешек и издевательств сверстников. Ребята признаются, что играть им было очень тяжело: чтобы вникнуть в образы, понять мотивы поведения героев, пришлось приложить колоссальные усилия. «Эльмира Эрнестовна дала совершенно несоотносимые с нашими характерами роли, — говорит исполнительница главной роли Мария Гурьева. — Мы совсем другие, мы хорошие дети, не способные на плохие поступки». «Мне пришлось очень сильно постараться, чтобы перевоплотиться в этого жёсткого, порой даже жестокого, персонажа», — поддерживает девушку исполнитель роли Лохматого Григорий Мельниковский. Режиссёр не скрывает: видела, что ни один из этих детей не подходит к роли, и не раз ругала себя за то, что взялась именно за эту постановку. «Взять Виталика, он добрейший, невероятно любящий собак мальчик, а играет циничного мерзавца — живодёра. Но я не могла поступить иначе. Это нужно было показать, — поясняет Мельниковская. — Я узнала, что в школах нашего города появились ребята-изгои, дети, которых не любят, другие учащиеся их оскорбляют и унижают. И я решила, что мы должны рассказать об этом, показать, как им тяжело, чтобы победить детскую жестокость. Я верила: мои театралы смогут перевоплотиться и вжиться в роли». Прославили город И они справились с задачей. Юные артисты стали лауреатами фестиваля и удостоились специальных призов жюри. Хотя сами признаются, что награды — не главное. «Теперь в Литве и в других странах узнали про наш маленький город, который известен не каждому россиянину, — делится молодая актриса Елизавета Кондукова. — Мне даже сказали, что его нашли и отметили на карте». Позже кто-то из европейских зрителей написал в своём Facebook: «Никто бы и не узнал о Липецке, если бы не фестиваль». Ребята признаются: читать такое очень приятно. Значит, не зря выкладывались на все сто. «Мы с другими театрами в разных, так сказать, весовых категориях, — продолжает Мельниковская. — Им помогают, создают условия, и я говорю не только про материальную или физическую поддержку, я про осознание, что детям это нужно, что мы без этого пропадём. У нас, к сожалению, в городе пока этого нет. Хорошо, что в гимназии нас понимают — за это большое спасибо». Эльмира Эрнестовна считает, что театр очищает человеческие души — разделяет античную теорию о катарсисе. Она уверена, если человек увидит страдания на сцене, он почувствует их и поймёт, как правильно поступить. Причём воспитывает театр не только зрителя, но и артиста. «Он помогает нам жить, — считает Лиза. — Проживая чужие жизни, мы становимся мудрее, понимаем, как избежать каких-то ошибок. Кроме того, театральное мастерство помогает раскрываться, общаться с людьми, выражать свои мысли и эмоции». «Мы стали не просто общительнее, но внимательнее к другим, научились лучше относиться к людям, любить их, дарить им своё тепло», — продолжает девятиклассник Фёдор Струев. А ещё театр делает детей терпимее, помогает осознать, что проблемы можно решать с помощью слова и всегда есть шанс найти компромисс. А это очень важно, особенно в подростковом возрасте. Поэтому хочется верить: и в городе это поймут. И начнут помогать детским студиям.