Войти в почту

Голая правда: семь перформансов

Современное искусство 18+ В Нью-Йорке на балу Met Gala, посвященном в этом году радикальному японскому дизайнеру Рей Кавакубо, арестовали художника и перформансиста Федора Павлова-Андреевича, исполнявшего в пятый раз своего «Подкидыша». Обнаженный Федор находился в прозрачном стеклянном кубе, который его помощники пытались пронести внутрь Метрополитен-музея, где уже собрался весь цвет мирового гламура. Акция вызвала широкий резонанс. «Коммерсантъ Стиль» решил вспомнить семь других историй обнажения современных художников. Ив Кляйн. «Антропометрии голубого периода» В 1960-м художник организовал перформанс, в котором голые женщины, измазанные IKB (International Klein Blue), запатентованной им ярко-синей краской, в самом буквальном смысле валялись на холстах. По легенде, идея пришла Кляйну, когда он увидел в спортзале, как тело отпечатывается на мате. Сам художник, во фраке и перчатках, наблюдал за происходящим, ни к чему не прикасаясь. В финале получались картины, созданные отпечатками женских тел на полотне. Музыканты во время действа играли «Монотомную симфонию», состоявшую из одной ноты, а зрители пили синие коктейли. Концептуально. Кароли Шнееман. «Внутренний свиток» Знаменитая феминистка, Шнееман обнажалась во имя искусства в те далекие времена, когда в фильмах еще не было дозволено произносить слово «вагина». Художественная общественность недоумевала: «Как она может голой говорить с нами об искусстве?». Своими перформансами Кароли открыла дорогу для таких современных женщин-творцов, как Марина Абрамович, Синди Шерман, Трейси Эмин и даже Леди Гага. На Венецианской биеннале — 2017 Шнееман получит «Золотого льва» за жизненные достижения, притом что в далеком 1975 году ее перформанс «Внутренний свиток» вызвал предсказуемый скандал. Обнаженная художница на глазах у зрителей извлекала из промежности скрученную бумагу — свиток и читала вслух написанный ей самой текст: вела диалог с мужчиной-режиссером и упоминала распространенные сексистские стереотипы. Марина Абрамович. «Невесомость» Впервые действо было явлено в 1977 году в Болонье. За год до этого Абрамович встретила Улая (творческий псевдоним немецкого художника Франка Уве Лейсипена), который в ближайшие 12 лет будет ее спутником в жизни и партнером — на импровизированной сцене. Хрестоматийной работой стал их совместный перформанс «Невесомость». Посетителям галереи предлагалось протиснуться в узком дверном проеме между обнаженными Абрамович и Улаем. Так художники изучали энергию, возникающую между художником и зрителем, обнаженными и одетым. Александр Бренер, Олег Кулик. «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером» Явление человека-собаки случилось 23 ноября 1994 года в галерее Марата Гельмана. Обнаженный художник Олег Кулик на цепи, лая и визжа, семь минут кидался на машины и прохожих. Цепь держал поэт и художник Александр Бренер. «Собака» Кулика появлялась на людях еще не раз. Так, в Цюрихе голый художник приковывал себя ко входу в Кунстхаус и долго не пускал зрителей на вернисаж. Кончилось все укусом, воспоследовавшим за ним арестом и, наконец, мировой славой. Мило Муаре. «Mirror Box» Швейцарская художница тоже любит кубы-коробки и современное искусство 18+ — то прогуляется обнаженной с младенцем на руках по выставке, то предложит посетителям вернисажа сделать «голое» селфи. В «Mirror Box» она обнажается весьма своеобразно — зритель не видит ее тела, зато может его потрогать. Муаре успешно представила перформанс в Амстердаме и Дюссельдорфе. В Лондоне все сложилось иначе. Мило, расположившись на Трафальгарской площади, разрешала взрослым прохожим прикасаться к себе в интимном месте через отверстие в зеркальной коробке, столь экстравагантно выступая за право женщин самим решать, кто и когда может их трогать. Ее арестовала полиция и наложила внушительный штраф. Леди Гага и Марина Абрамович. «Метод Абрамович» Поп-певица Леди Гага, известная своим эпатажным поведением, предстала обнаженной в видеоперформансе художницы-экстремалки Марины Абрамович, которую критики называют «бабушкой перформанса» и «королевой жанра». Дамы сняли видео по итогам трехдневного ретрита для кампании по сбору денег на открытие Института перформанса имени сербской художницы/ Marina Abramovic Institute. В начале видео пока еще одетая певица тянет звук «э», а затем, полностью обнаженная, бродит по лесу и демонстрирует особую технику медитации, разработанную госпожой Абрамович. Дебора де Робертис. «Олимпия» Люксембургская художница известна своими необычными оммажами знаменитым картинам. Так, в 2014-м чести удостоилось полотно Густава Курбе «Происхождение мира» (1866 год, портрет женских гениталий). В прошлом году госпожа де Робертис пришла в парижский музей Орсе, где проходила выставка «Блеск и нищета. Образы проституции. 1850–1910» и расположилась в канонической позе перед картиной тоже 1866 года, но другого автора — «Олимпией» Эдуарда Мане, на которой, как известно, изображена обнаженная дама полусвета. Посетителям музея и картине Дебора явила свое «происхождение мира». Художницу за столь смелый поступок арестовали: французы оказались не готовы к таким экспериментам в музее. Однако свои намерения де Робертис успела обнародовать: как выяснилось, на теле перформансистки была камера для видеодокументации происходящего. Елена Кравцун