За что банк Credit Suisse полюбил современное русское искусство
Основатель и директор Cosmoscow Маргарита Пушкина и исполнительный директор ММоМА Василий Церетели в эксклюзивном интервью Forbes Life о первом юбилее ярмарки, о партнерстве с государственными музеями и о том, как банк Credit Suisse полюбил русское искусство: — Маргарита, что нового будет на ярмарке в этом году? — В этом году у ярмарки несколько новых секций и много интересных начинаний. Прежде всего, у нас появится секция Collaborations, в рамках которой будут сформированы пары из российских и иностранных участников. Русские галеристы познакомят иностранных коллег, которых они пригласят на ярмарку, со всеми особенностями российского рынка современного искусства. Эту идею выдвинула член нашего экспертного совета, галерист Ольга Темникова. В мировой практике существуют аналоги такого формата. В Лондоне, к примеру, английские галереи приглашают иностранных коллег на викенд. Похожие дружественные обмены-визиты устраиваются на нью-йоркской ярмарке Independent и на ярмарке Paris Internationale. У Cosmoscow впервые появится географический фокус: мы пригласим галереи из определенной европейской страны. Из какой именно страны, объявим позднее. Некоммерческая программа ярмарки расширяется год от года. В этот раз она посвящена 100-летнему юбилею Октябрьской революции и объединена общей темой–вопросом «Где революция?». Впервые в этом году будет вручен приз за лучший стенд. В жюри — искусствовед Катя Кибовская, комиссар Московской международной биеннале молодого искусства, Алексей Новоселов, руководитель выставочного отдела ММОМА, Алиса Прудникова, директор ГЦСИ и многие другие. В качестве приза мы предоставим выигравшей галерее право на бесплатное участие в 2018 году. — Какие проекты можно назвать уже традиционными, фирменными для Cosmoscow? — Программа ярмарки по-прежнему включает основную (Main) и специальную (Discovery) секции. В специальной программе участвуют галереи младше пяти лет, которые представляют молодых художников. У нас по-прежнему действует строгий отбор для российских галерей, который осуществляет экспертный совет ярмарки. В него входят три человека: помимо меня это куратор и галерист Елена Селина и галерист Ольга Темникова. Среди условий, которые мы ставим перед российскими галереями: показывать на стенде одного-двух художников, не больше. И я вижу, что галереи оценили наш замысел. В ситуации, когда очень плотный календарь мировых ярмарок и арт-событий, галеристам выгоднее делать на стендах специальные проекты вместо того, чтобы показывать сразу всех своих художников. Это дает возможность максимально эффектно представить автора, составить представление о его творчестве. Продолжит в этом году свою работу и совет коллекционеров ярмарки, куда входят Диляра Аллахвердова, Антуан Арно и Наталья Водянова, Тереза Мавика, Владимир и Екатерина Семенихины, Василий Церетели и Ольга Ващилина. Уже сейчас участие в Cosmoscow 2017 подтвердили такие галереи, как 11.12 Gallery (Москва), Anna Nova Art Gallery (Санкт-Петербург), Artwin Gallery (Москва), Galerie Iragui (Москва), Pechersky Gallery (Москва), XL Галерея (Москва), галерея pop/off/art (Москва), галерея Ru Arts (Москва), галерея Temnikova & Kasela (Таллин), галерея Марины Гисич (Санкт-Петербург) и галерея «Риджина» (Москва). Полный список мы объявим летом. По традиции ярмарка активно сотрудничает с ведущими музеями. В этот раз Московский музей современного искусства подготовил обширную выставочную программу, включающую в себя проект «Непокоренные» и первую в России ретроспективу Джозетты Фиорони. Художником года Cosmoscow 2017 стал воронежский скульптор Иван Горшков. Иван готовит для ярмарки специальный site-specific проект. Масштабную инсталляцию представит Краснодарский центр современного искусства «Типография», основанный группировкой ЗИП. Третий год продолжается сотрудничество Cosmoscow и банка Credit Suisse, который является нашим стратегическим партнером. И мы продолжаем сотрудничать с ювелирными брендами. В этот раз нас поддерживает основанный в XVIII веке Дом Garrard, много лет бывший придворным ювелирным домом британских королей. — Маргарита, какими достижениями за пять лет может похвастать ярмарка? — Мы — по-прежнему единственная международная ярмарка современного искусства в Москве. В прошлом году в Cosmoscow участвовали 38 российских и международных галерей. Ярмарку посетило порядка 16 000 человек. Гостями закрытого показа для коллекционеров стали более 2 000 человек. Нас признало профессиональное арт-сообщество. Ярмарка — это не столько продакшн, когда ты арендуешь пространство и продаешь стенды, сколько вопрос коммуникаций. Тут каждый разговор с галеристом, художником — постоянный вызов, — требует от тебя демонстрации того, что ты компетентен. На ужине, где-нибудь в Гонконге, на втором часу разговора вдруг замечаешь, что отношение к тебе изменилось, собеседники видят, что ты понимаешь, как устроена среда, как это работает и знаешь главных людей. Это признание — результат многолетней работы, естественно, помимо продюсирования, промоутирования и продаж. Ярмарка — это платформа для общения, место, где галеристы встречаются с коллекционерами. Покупка произведения искусства — это очень эмоциональное дело. За счет новых знакомств галеристы наращивают свою аудиторию. Ведь на ярмарку приглашают не только топ-клиентов галерей, но и огромный круг людей, в том числе и тех, кто до этого был далек от современного искусства. Мы стараемся объединять усилия всех арт-профессионалов, использовать эффект синергии. Сегодня на нашем рынке, хотя он и считается развивающимся, есть все необходимые институции: аукционный дом, частные фонды, галереи, музейные институции, центры, ярмарка. Нужно, чтобы эта инфраструктура слаженно работала. Ярмарки — универсальный инструмент для продвижения галереи. Мы стремимся стать таким инструментом в России. Когда в экспликациях выставок пишут: «Художник был представлен на стенде галереи на Cosmoscow», — я вижу, что это работает. Василий Церетели, исполнительный директор ММОМА: — Василий, зачем государственные музеи создают совместные проекты с коммерческими ярмарками? — Эти совместные проекты важны для того, чтобы коммерческие ярмарки качественно были на другом уровне. Ведь с музеями появляются и специалисты, и кураторы, и художники мирового уровня, которые становятся активными участниками, спикерами этих ярмарок. Кроме того, институции привлекают свою аудиторию, предлагая ей взглянуть на искусство под другим углом: зритель оказывается вне музейных стен, на ярмарке искусство максимально приближено к каждому гостю. Сотрудничество крупных музеев и ярмарок уже стало популярным в международной практике, благодаря комплексному подходу в создании экспозиции, разработке дискуссионно-образовательных программ, работе с посетителями. В России Cosmoscow – по сути, единственная международная ярмарка современного искусства. Она уникальна своей структурой и внутренней жизнью: организаторы тщательно отбирают галереи «музейного» уровня, работают над дополнительными мероприятиями. Кроме того, эта ярмарка способствует развитию российского рынка современного искусства и его включению в глобальный контекст, тем самым предоставляя уникальные возможности художникам, в том числе и молодым. — Зачем крупному бизнесу, банкам современное искусство? По какому расчёту построен мезальянс современного искусства и больших денег? — Нельзя так прямолинейно судить о связи «бизнес — современное искусство». Сегодня, наоборот, мы видим, что это, скорее, сотрудничество, чем просто финансирование каких-то проектов. И сотрудничество во всех смыслах обширное: от качественной интеграции до существенной поддержки искусства. В прошлом году в Московском музее современного искусства на Петровке прошел проект Art. up Art. in, в котором приняли участие девять крупных компаний, одной из них который был Газпромбанк Private Banking, единственный банк в России, у которого есть своя корпоративная коллекция. Совместно с ним мы провели несколько мероприятий, в частности, круглый стол, посвященный стратегии формирования и специфике корпоративного коллекционирования в России и за рубежом на примере конкретных собраний современного искусства. Это один из примеров активного сотрудничества, результат которого актуален и для профессионального сообщества, и для музейного зрителя. А посмотрите на то, как Credit Suisse участвует в Cosmoscow: это полноценное сотрудничество на всех уровнях коммуникации с аудиторией. На мой взгляд, это выигрышная политика для самих банков и крупных компаний, ведь поддерживая искусство, они получают новую лояльную аудиторию. Такое взаимодействие показывает, что у банка есть интерес к новым способам визуализации, доказывает его прогрессивность. Бизнесу, которому небезразличен завтрашний день в России и в мире, очень важно быть вместе с искусством, поддерживать его и развивать.