Войти в почту

Репортаж с открытия музея Миши Брусиловского

Был, есть и будет Дата официального открытия экспозиции – 7 мая – была выбрана не случайно. В этот день художнику исполнилось бы 86 лет. «Идея музея возникла на самом деле давно, – рассказывает его создатель, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. – Но я боялся её проговаривать, потому что считал, что Брусиловский всегда был, есть и будет. И когда художник умер, мне не хотелось его «отпускать». Брусиловский знал, что он крупный и дорогой художник. Но ему было достаточно признания. Он не монетизировал свой талант, свои картины он мог дарить или отдавать за бесценок... » Организаторы говорят, что на сегодняшний день это самая большая, полная и целостная коллекция Миши Брусиловского. Собрание музея по-своему уникально. Среди полотен – знаменитые, малоизвестные, а да недавнего времени и вовсе неизвестные работы Брусиловского. «Homo sapiens», «Футболисты», «Венера в гроте», «Подвиг Геракла», «Изгнание из рая», «Автопортрет на фоне Воловича», «Бегство в Египет», «Женя, побеждающий льва». Самая большая картина – «Извержение Везувия». Во многих работах прослеживаются библейские образы, а многие полны явной или скрытой иронии. Есть первый автопортрет Брусиловского, написанный им ещё в 1948 году, и есть последняя работа мастера – портрет Николая II. Рисунки, акварельные наброски к картинам, проекты оформительских работ и академических зарисовок, фотографии, палитра и кисти мастера, его дневник. Часть документов были переданы музею «музой» художника – Татьяной. Планируется, что музей будет не только собранием работ, но и местом изучения творчества Брусиловского, где лекции о его искусстве станут читать люди, которые его знали. Речь идёт в том числе о Виталии Воловиче и Алексее Рыжкове. Ключ к пониманию «Конечно, создание музея – это событие в жизни города, – считает близкий друг Брусиловского, народный художник России Виталий Волович. – Его искусство отныне навсегда войдёт в контекст нашей культурной жизни. Думаю, что его музей будет иметь не меньшее значение, чем музей Эрнста Неизвестного. К сожалению, культура в нашей жизни занимает сегодня более чем скромное место и мало что определяет. Мы живём в эпоху тотального прагматизма и расчёта, и культура – единственное, что может этому противостоять. Она может спасти нас от расчеловечивания. Она толкает нас на безрассудные поступки во имя любви, дружества, искусства. Это то, что в состоянии изменить нашу жизнь к лучшему». «В 80-е годы никто и поверить не мог, что такой музей возможен, – признаётся художник Алексей Рыжков. – Но тут есть определённая драма. Брусиловский – это человек, которым мы можем и должны гордиться. Однако у неподготовленных людей его творчество может вызвать шок или даже насмешку. Музей – это ключик к пониманию не только творчества художника, но и всего современного искусства. Это не значит, что все, кто придёт на его выставку, станут его фанатами. Но люди сделают первый шаг...». «Создание музея прошло очень органично, – отметила управляющая галереей «Арт-Птица», на базе которой открылся музей, Юлия Крутеева. – Да, современное искусство непросто для понимания, оно вызывает массу вопросов, его необходимо комментировать. Но от тех, кто уже видел экспозицию Брусиловского, мы не услышали ни одной негативной реплики. Сегодня музей вызывает огромный интерес. Нам пишут, звонят. Екатеринбург хорошо знает и любит Брусиловского и продолжает интересоваться его творчеством».

Репортаж с открытия музея Миши Брусиловского
© АиФ Урал