Три поколения эстонских художников представлены на выставке в Москве

ТАЛЛИНН, 12 мая — Sputnik, Алена Савельева. В Центральном доме художника (ЦДХ) в Москве проходит выставка "Три взгляда. Эстонская современная живопись". В экспозиции представлены картины мастеров разных поколений — Эйнара Вене, Хольгера Лоодуса и Марии Сидляревич. Корреспондент Sputnik побывала на выставке и пообщалась с одним из организаторов экспозиции, который рассказал о дружеских связях с эстонскими художниками, о тенденциях современного искусства, а также о трех разных поколениях эстонской живописи. Экспозиция "Три взгляда. Эстонская современная живопись" достаточно скромная – всего одиннадцать картин. Такое небольшое количество объясняется тем, что изначально показ не был запланирован. По словам пресс-секретаря Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) Юрия Подпоренко, то, что москвичи могут увидеть выставку – счастливая случайность. "Эта экспозиция – часть неосуществленного проекта под названием "Ежегодный международный художественный салон". В этом году по ряду причин в назначенные сроки он не состоялся. В процессе подготовки к салону, мы активно взаимодействовали с Союзом художников Эстонии. Так как у наших коллег хорошие отношения с посольством Эстонии в России, работы прибыли заблаговременно, раньше, чем отменился салон. Тогда мы решили, раз у нас находятся картины, грех их отправлять обратно, не представив московским зрителям. Здесь получается сотрудничество и с Союзом живописцев Эстонии, и с посольством Эстонии в России и, конечно, ЦДХ и МКСХ", — сказал Подпоренко. На открытии выставки присутствовал атташе по культуре посольства Эстонии Сильвер Кюнгас, а также сами художники Эйнар Вене и Мария Сидляревич. Особенности эстонской живописи Если говорить в общем об эстонском искусстве, то его черты характерны для многих европейских школ. "Это микс, когда художник не порывает решительно с традициями реалистического искусства, но при этом находится в поисках формы, выразительности и, конечно, новых средств, порой очень экстравагантных", – говорит Подпоренко. Из особенностей можно отметить сдержанность красок, более холодные тона по сравнению, например, с грузинской живописью, что в первую очередь связанно с менталитетом. Эйнар Вене (1952) Картины представителя старшего поколения оказались на выставке самыми яркими по цветовой гамме, а его герои напоминают сказочных персонажей. Эйнар Вене работает в стиле так называемого мифологического реализма. Эйнар Вене. Стирка "В работах Вене встречается мифология, которая требует усилия — обращения в прошлое, потому что за этим стоит культурный бэкграунд, требуются определенные знания. Художник дает отсылку на тот или иной исторический или мифологический сюжет. Что касается стиля написания, то в чем-то можно увидеть примитив, нарушение пропорций, а вот лица достаточно реалистические", — поясняет Подпоренко. В работах Эйнар Вене присутствует философский подтекст, христианские символы, а также аллюзии на классиков эпохи Возрождения: братьев ван Эйк, Иеронима Босха или Питера Брейгеля. Эйнар Вене. В ванне Хольгер Лоодус (1970) Лоодус — музыкант и художник, а по первому образованию — ресторатор. По словам Юрия Подпоренко, он — самый экстравагантный из представленных мастеров. Хольгер Лоодус . Три сценария с вечно падающим снегом. Полиптих Одна из его работ – инсталляция "Три сценария с вечно падающим снегом", состоящая из семи картин, связанных одной темой. В чем-то они несут в себе приметы фотореализма, так как или сделаны на основе фотографий, или напоминают фотографии. "Здесь практически нет ни одного совершенно абстрактного изображения, которое определяет некую безбрежность во взаимоотношениях зрителя и художника. Даже первая работа – экзотична, но понятна, это дирижабль "Граф Цеппелин" — говорит Подпоренко. – Сиреневый цвет дирижабля также ассоциируется с фотографией при проявлении". Мария Сидляревич (1982) Представительница младшего поколения художников по совместительству является председателем Союза живописцев Эстонии. Как не раз говорила сама Сидляревич, для нее живопись – это "создание лаконичных визуальных образов, с помощью которых было бы возможно передать их первостепенную сущность". Именно этим можно объяснить, на первый взгляд, недописанные образы героев. Например, картина "Второй — это последний" — здесь читается семейный портрет, но четко прорисован только ковер на заднем плане. У трех фигур лица изображены весьма условно, а у двух отсутствуют вовсе. Представитель МКСХ отмечает, что это один из приемов современного актуального искусства, когда от зрителя требуется активное соучастие в творческом процессе. Картины Марии Сидляревич "Раньше было так: художник нес определенный посыл, а зритель его так или иначе воспринимал, развал частот был незначительным. Например, взять изображение знатной особы, где куча подтверждений на холсте: характер одежды, атрибуты. Здесь трудно ошибиться, принять королеву за индийского йога. А если обращаться к современному искусству и способам выразительности, то это расширение техники. Это уже не только холст и масло — а другие материалы, не кисть — а перо или ручка", — поясняет Подпоренко. Картины Марии Сидляревич На картине, которая называется "Коллаж", один из фонов как раз сделан штрихами чернильной ручки. В отличие от классического полотна здесь отсутствует оптическая перспектива. Весь образ разрознен, его может собрать только воображение зрителя. Вместо лица у женщины подсолнух (или черное солнце), однако ее фигура достаточно правдоподобна. В зеркале – уже другое изображение. Фантазируя, можно составить вполне реалистическую сценку – семейную или домашнюю. Экспозиция "Три взгляда. Эстонская современная живопись" в Центральном доме художника в Москве продлится до 14 мая.

Три поколения эстонских художников представлены на выставке в Москве
© Sputnik Эстония