«Цирк». Луна и грош
В Государственном театре Наций искусство для широких масс недоступно.8 тысяч рублей стоит билет в партер на спектакль "Цирк" с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли (на коммерческих сайтах - все 16 тысяч). Премьера - по мотивам советского фильма Григория Александрова 1936 года "Цирк". Если вспомнить первоисточник, а именно пьесу Ильфа и Петрова "Под куполом цирка", которая легла в основу легендарной комедии, вся эта история о человечном, братском, интернациональном Советском Союзе случилась из-за денег. Больших денег. Директор цирка Людвиг Осипович прямым текстом назвал американскую циркачку Марион Диксон, звезду аттракциона "Полет на Луну", которую в кино сыграла Любовь Орлова, а в новом спектакле играет Дапкунайте "летающим крокодилом, которому только сегодня я отвалил тысячу долларов". Директор Цирка не для себя экономил, решив заменить на арене американку Марион на свою дочь Раечку, а для общего дела, которое вождь Ленин наряду с кино назвал "важнейшим из искусств". Директор Цирка так объяснил Мартынову свою жадность: "Ах, сколько можно было бы на эти деньги накупить зверей. Жирафы, гуси, антилопы". В конце фильма директор Цирка, провожая американских артистов обратно, говорит тому же Мартынову, ради которого остается Любовь Орлова: "Цирк - серьезное дело, трехчасовая программа, галаспектакль, конюшня, хищники, контромарки, касса!". А касса все-таки на последнем месте. На первом - трехчасовая программа "Полет на Луну". Чтобы сказать, - так же хорошо летает на Луну, поет и танцует Ингеборга Дапкунайте, как это делала Любовь Орлова в фильме Григория Александрова, ее, кстати, Дапкунайте тоже играет в этом спектакле, надо его посмотреть. За восемь тысяч рублей. Но спектакль длится всего один час сорок минут, без антракта... И небогатому человеку на него не попасть. В официальной кассе театра Наций, куда позвонила "ВМ", сообщили, что "на 4 июня остались билеты только за 8 тысяч рублей". Как тут не вспомнить злодея, шантажиста, расиста, капиталиста Кнейшица, который привез этот номер "Полет на Луну" в Москву, и все время повторяет "Мани, Мани". Живучий этот Кнейшиц! Опять главный человек - в мире искусства. И еще: Григорий Александров "Цирк" снял сразу после музыкальной комедии "Веселые ребята", которая воспевает простых талантливых бедных людей, покоривших Москву своим энтузиазмом и чистой любовью к искусству. У спектакля "Цирк" Государственного театра Наций - серьезный спонсор - Фонд Прохорова. Интересно, что же он спонсирует, если такая высокая цена на билеты? Заоблачный гонорар литовской актрисы Ингеборги Дапкунайте? Разумеется, это только предположение, поскольку гонорар - коммерческая тайна. И еще один вопрос: если Государственный театр, привлекая к постановке спонсоров, не может снизить цену на билет, тогда нужно отказаться или от статуса Государственный или от спонсорской поддержки? Нельзя получать дотации государства на свои постановки, еще использовать деньги спонсоров и при этом устанавливают баснословную цену на спектакль для зрителей. Несправедливо это не только по отношению к публике, а по отношению к своим коллегам из других театров. Для сравнения - самая дорогая цена на один из лучших спектаклей России "Пристань" - Академического театра имени Вахтангова, в котором играет все звезды театра, - 4400 рублей. На лучшие места в партере. При этом режиссер спектакля, художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас намерен снизить цену на билеты, потому что из-за смерти Юрия Яковлева, Галины Коноваловой, он не идет столько времени, сколько шел раньше. Критик Антон Долин поделился с "ВМ" своим мнением по поводу высоких билетов на спектакли в столичные театры, в частности, на спектакль "Цирк": - Цены на билеты в несколько тысяч - неприличны и оскорбительны.Искусство дискредитирует себя, когда начинает выдавать спектакль, фильм, книгу, концерт не просто за продукт (это и есть продукт), а за "элитный товар". Искусство превращается в жлоба-секьюрити на входе в закрытый клуб, презрительно оглядывающего твой задрипанный пиджачишко и джинсы и выносящего вердикт: "Не положено". Искусство не имеет права оперировать формулами из рекламы: "Ведь я этого достойна" или "Любишь? Докажи". Искусство должно быть общедоступным, иначе грош ему цена.