Мария Семендяева редактор сайта The Art Newspaper Russia «В этом году куратор основного проекта Кристин Масель сделала проект, который называется Viva arte viva. Такое воспевание искусства, это биеннале о художниках, для художников, все это исключительно про художников, тут в центре внимания оказывается творчество, мастерские художников, то, с какими они материалами работают. Она поделила свой проект на девять павильонов: «В радости и страхах», «Шаманизмы красок» — это такие темы, вокруг которых группируются определенные работы. Это выглядит очень зрелищно, такой визуально привлекательный проект, который должен быть дружелюбным, очень понятным. Можно выделить ряд каких-то важных тем, которые затрагивают многие художники: это земля, экология, вещи очень традиционные, есть даже отдельный павильон «Традиций», говорят про наследие, про какие-то скрытые вещи, касающиеся нашей общей памяти. Но, в принципе, всеобщее мнение таково, что основной проект в этом году немного разочаровал. Почему это все так прямолинейно, почему это все так просто? Здесь, в Венеции люди привыкли видеть какие-то более сложносочиненные проекты, над которыми приходится потом думать, ходить, возвращаться, а это такая очень легкая, приятная, увлекательная, но прямолинейная выставка. Есть очень запоминающиеся вещи. В основном проекте мне лично очень понравилась работа
Ирины Кориной, русской художницы, Кадера Аттиа, проект, посвященный тому, как звучит арабская культура в ее музыкальной женской части. В этом году все обсуждают павильон «Германия». Сам павильон снаружи обнесли забором, стеклом, и он выглядит как неприступная крепость, заходишь внутрь — там происходит перфоманс. Очень сложно это описать, но это очень красивый и очень сложный проект, который заслуживает внимания. Все, конечно, обсуждают
Дэмьена Херста, который сделал одновременно с Биеннале выставки в двух палаццо в Венеции, и мнения разнятся кардинально: с одной стороны, очень коммерчески, с другой стороны, это здорово выглядит и всех восхищает».