Драма нового поколения. Иркутские актёры «сдвигают» стереотипы о театре
За театрализацию «Детской книги войны», изданной «АиФ» рискнули взяться артисты содружества молодых актёров Центра «Новая драма». Театр появился в Иркутске не так давно, в этом году он отметил свой первый юбилей - год работы. За это время получил постоянных зрителей и влился в культурную «тусовку» города, но не слился с ней, потому что привнёс новую струю в местное искусство. Мы ещё не отошли от убеждения, что поход в театр - чинное и благородное действо. В «Новой драме» всё по-другому: здесь можно поболтать с актёрами, выпить чаю с печеньями, а свои отзывы оставить прямо на стене. Даже жанры репертуара тут необычные: променад-спектакль, сеанс связи, полицейский эксперимент, пионерская зорька. О том, как живётся современному экспериментальному театру в Сибири, корреспонденту «АиФ-Иркутск» рассказал главный вдохновитель и режиссёр Центра Вадим Карионов. «Не ждём сто лет» «Заметьте, «Новая драма» не только театр, но и актёрское содружество. Вся история задумывалась как свободное пространство, двери которого не имеют художественных границ и всегда распахнуты для любого артиста - неважно, знаком он с нами или не знаком. Допустим, приезжают в Иркутск творческие ребята из другого региона, они могут прийти в гости в Центр, чтобы пообщаться или предложить свой проект: «Давайте вот эту пьесу почитаем?» И мы рады, что идея работает. Например, в один из своих приездов из Москвы режиссёр Илья Подчезерцев, выпускник иркутского театрального училища, узнал о нас. Мы встретились, договорились о совместной работе, и когда он снова приехал в Иркутск в феврале, поставили изумительный променад-спектакль «Слайды». Как и всё в нашем театре, это тоже эксперимент, рассчитанный всего на десять зрителей, которые принимают в нём непосредственное участие... с завязанными глазами. Они ничего не видят, но зато в их распоряжении есть запахи, звуки и осязание. А в центре сюжета лежат детские воспоминания и ощущения: посиделки с бабушкой, игры с друзьями во дворе, отлынивание от уроков, встреча Нового года... » Юлия Вяткина «АиФ в ВС»: Название вашего театра - это отсылка к изменениям в литературе, которые происходили на рубеже XIX-XX веков, когда драматурги взбунтовались против классических принципов и приблизили театр к реальной жизни? Вадим Карионов: Скорее, это то, чего нет в Иркутске, но очень бы хотелось иметь актёрам и зрителям. Мне и ребятам показалось странным, что в городе отсутствует свежая современная драма. Тот же Иван Вырыпаев (известный российский драматург, режиссёр. - Прим. ред), наш земляк, но его работы здесь никто не ставил. - Трудно бороться со стереотипом, что драма, которую пишут сейчас, несерьёзна? - Это вопрос относительности. Чехов ведь сто лет назад тоже был современным и, может быть, несерьёзным. Мы просто решили, что незачем ждать целый век, будем работать с нашими писателями прямо сейчас. Кто-то современную драму презирает и видит в ней только непристойность и пошлость. Я не буду отрицать, что в ней это есть, но, если вчитаешься, то обнаруживаешь, что за пошлым нередко стоит нечто светлое. К экспериментам готовы? - Как ваши коллеги отнеслись к идее создания собственного театра? - Хорошо, потому что экспериментировать хотят все. Наша площадка для того, чтобы пробовать и непрерывно искать что-то новое. Мы учимся сами у себя, желающих присоединиться становится больше. Правда, из-за того, что у всех актёров есть ещё основная работа в другом театре, собственные спектакли репетируем в свободные минуты - бывает, засиживаемся до трёх часов ночи. - Экспериментировать хотят все, но на свои проекты готовы отважиться лишь немногие, потому что маленькие театры в городах, подобных Иркутску, часто не приживаются. Не страшно было? - У нас всё решилось быстро, на волне вдохновения. Наша сцена совсем рядом со зрителями. Арендовали помещение, оно небольшое, площадь сцены сливается со скамейками для зрителей. Ремонт делали по принципу «кто во что горазд» - красили, находили чуть ли не на мусорке всё, что придётся, отмывали, очищали. С проданных билетов мы постепенно, после каждого спектакля, что-то стараемся покупать - стульчик, фонарик и другие реквизиты. Сначала мы открыли театральную студию для тех, кто хочет изучать актёрское искусство. Естественно, официальный диплом им не сможем выдать, но и не стремимся, потому что студия - это тоже содружество, только не профессиональных артистов, а тех, кто хочет к ним приобщиться. А вообще, вы правы, Иркутск в этом смысле очень тяжёлый город, здесь трудно «раскачаться». Я думал, что и зритель будет таким же тяжёлым, но ошибся. Наоборот, иркутяне ждут новых опытов и готовы к ним. Наш зритель не дурак. Это нам кажется, что ему надо разжевать, пережевать и в рот положить. На самом деле - всё он понимает. Правда, по-разному, но так ведь и нужно. Мы просим посетителей после спектакля оставлять отзывы, у нас уже две стены исписаны и разрисованы маркерами, по ним видна неоднозначность впечатлений. «Доберёмся до классики» - И как же вас приняли иркутяне? - Я рассчитывал, что формат нашего театра больше придётся по вкусу молодёжи, всё-таки тут у нас много нестандартного. Но, знаете, сейчас замечаю, что к нам ходит и солидная взрослая публика. Раньше у нас шёл спектакль «Жизнь удалась» по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко с очень жёстким сюжетом. Как-то раз я был сильно удивлён, когда увидел в зале пришедших на него двух женщин примерно лет 60. Если честно, испугался, крутил в голове глупый вопрос: «Как они будут смотреть постановку?» После окончания спектакля, когда напряжение от увиденного спало, увидел, что они улыбаются. Спрашиваю: «Ну как?», отвечают: «Понравилось, придём ещё». У нас театр контрастов, и это проявляется во всём: бывало, в зале сидел один зритель, трое, пятеро, а потом раз - и шестьдесят. Иногда смотрю на тех, кто пришёл к нам, и по некоторым лицам вижу - это не для них. Ничего страшного здесь нет, они спокойно могут встать и выйти из зала. «Фишка» независимых театров в том, что нужно сначала посмотреть, чтобы понять, твоё это или нет. - Где, по вашему мнению, грань между зависимым и независимым театром? В неподчинении ожиданиям зрителей? - Дело не в зрителях. Если бы театры основывались на предпочтениях людей, в Иркутске был бы не такой репертуар, как сейчас. Я думаю, «матёрые» театры ограничены своим форматом, они тяжеловесно воспринимают современных драматургов. Да, у нас тоже есть формат, но мы вольны экспериментировать. Не боимся, что какую-нибудь нашу постановку будут ругать, что играть придётся перед пустым залом. Этим и прекрасна независимость. Правда, её почти всегда сопровождают финансовые трудности, поэтому хорошо знать, что мы не одни такие. Съездив в Москву на форум независимых театров, вдохновились историей одного московского театрального центра, который в своё время пережил сложный безденежный период, но сейчас считается очень модным в городе и привлекает самых разных людей. - Сейчас вы ставите пьесы современных драматургов, а хотели бы обратиться к классике? - Безусловно! Классику тоже можно представить в новом формате. У меня в голове уже давно «бродит» идея о горьковском «На дне». Когда-нибудь доберёмся до этого.