Российско-греческий "Царь Эдип" открыл театральный фестиваль в Израиле
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 мая — РИА Новости. Российско-греческий спектакль "Царь Эдип" под рукоплескание израильской публики открыл в четверг международный театральный фестиваль "Гешер" в богемном тель-авивском предместье Яффе. Трагедию античного драматурга Софокла привез московский театр имени Евгения Вахтангова, поставивший пьесу совместно с Национальным театром Греции в Афинах. "Можно смело сказать, что зрители Тель-Авива и жители Израиля чаще всех видят спектакли театра Вахтангова. Благодаря фестивалю, благодаря нашему плотному сотрудничеству это уже наш четвертый приезд сюда и четвертый спектакль, который мы представляем здесь на суд зрителей", — сказал журналистам директор Вахтанговского театра Кирилл Крок. "Царь Эдип" — новейшая постановка вахтанговцев. В прошлом году ее показывали в Греции, сначала в Эпидавре, самом старом из действующих в стране амфитеатров, потом в Афинах. Затем пришла очередь Москвы, куда спектакль привезли к отмечавшемуся в ноябре 95-летию театра. Царь Эдип в исполнении Виктора Добронравова берется расследовать гибель своего предшественника Лая, игнорируя предостережения слепого прорицателя Тересия, которого играет Евгений Князев. Эдип к своему ужасу выясняет, что Лай — его отец, которого он же и убил и женился на собственной матери Иокасте, чья роль отдана Людмиле Максаковой. Царь, который по ходу пьесы меняет античную мантию с золотой тиарой на белоснежный костюм-тройку и играет на саксофоне, сам выносит себе приговор и немедля приводит его в исполнение. "Захватывающе, внятно и сильно рассказанная история. Да, известная, но не приевшаяся и поданая современно. Эмоции еще не улеглись, но, наверное, не станет преувеличением назвать увиденное сегодня одним из самых ярких моих театральный впечатлений", — сказала РИА Новости после спектакля русскоязычная жительница Тель-Авива Юлия. Едва ли не единственной декорацией стало подобие положенной набок трубы, занявшее практически всю сцену тель-авивского театра "Гешер". Катающаяся взад-вперед конструкция выполняет функции то городской стены, то царственного пьедестала, но чаще всего символизирует неотвратимость рока, слепым катком сминающего человеческие судьбы. Спектакль играют на русском и греческом языках. Последним пользуется хор — непременный атрибут античной драматургии. В нем заняты актеры афинского театра. В Тель-Авиве постановка сопровождалась субтитрами на иврите и прошла при полном аншлаге. Зрители устроили овацию, а на сцену поднялся посол России в Израиле Александр Шеин с букетом для Людмилы Максаковой. Создатель спектакля, художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас вопреки ожиданиям в Тель-Авив не приехал. Его отсутствие организаторы объяснили недавно перенесенной "небольшой операцией" и рекомендацией врачей "не летать в наши жаркие страны", но подчеркнули, что он "в порядке". В рамках фестиваля "Гешер" израильтяне увидят еще один российский спектакль — "Гамлет/Коллаж" Театра наций в моноисполнении Евгения Миронова. В программе также израильские постановки, спектакли для детей, уличные представления, мастер-классы и творческие встречи, в том числе с президентом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ириной Антоновой, рассказали организаторы фестиваля, который продлится до 3 июня. "В этом году мы решили… подарить зрителям настоящий театральный праздник, который продлится почти три недели и превратит Яффо в одну большую сценическую площадку", — говорит организатор фестиваля, генеральный директор русско-ивритского театра "Гешер" Лена Крейндлина. "Нам хочется, чтобы этот уникальный район города Тель-Авива стал настоящим международным центром культуры, наряду с Авиньоном, Эдинбургом и Гентом", — добавила она.