В Театре имени Пушкина расцвела «Гардения»
В репертуаре малой сцены Театра имени Пушкина появилась семейная драма «Гардения» Эльжбеты Хованец в постановке Семена Серзина. Спектакль, созданный в режиссерской лаборатории театра, показал, что для успеха не требуется большого бюджета и режиссерских ухищрений. Достаточно крепкого драматургического материала и готовности постановщика поддержать актерское самовыражение. Героини «Гардении» — четыре женщины разных лет, связанные тесными родственными узами: мать (Александра Урсуляк), дочь (Анастасия Лебедева), внучка (Эльмира Мирэль) и правнучка (Наталья Рева-Рединская). Основная композиционная единица спектакля - монолог, короткие эмоциональные диалоги лишь подчеркивают сосредоточенность каждой участницы на себе, единственной и неповторимой. Дамы по очереди выходят к микрофону и с большой долей позитива рассказывают о себе. А потом о жизни с этим сугубо положительным персонажем повествует наследница по прямой — и тут выясняется, что на солнце имеются пятна. Начинает повествование мать. Платье в пол, губы в яркой помаде, на холеные плечи наброшена меховая горжетка. Женщины этого поколения ценили элегантность и гордо несли ее по жизни. Нашей героине пришлось пройти войну, встретить Игнасия (то ли офицера Армии Краевой, то ли обыкновенного грабителя — толком она не поняла) и потерять его, а далее прожить годы в одиночестве и быть непонятой собственной кровиночкой. Та, всю жизнь вкалывавшая с мужским усердием, продолжает традицию и не одобряет собственную дочь, считая её падкой на алкоголь бездельницей. Ну и все три дамы высказывают претензии к младшей представительнице династии: не так, не так строит она свою судьбу. Финальное событие отчасти примиряет семейный квартет: правнучка сообщает, что ждет ребенка. «Девочка!» — прогнозируют домочадцы. Фраза повисает в воздухе, а затем женщины запевают «Богемскую рапсодию» Фредди Меркьюри, разложенную на четыре голоса. Поют они замечательно, но чего-то в этой аранжировке не хватает. Это что-то — тембры мужских голосов. Нет в стройной композиции опоры, фундамента, мощного тыла. Как нет и не было в жизни героинь надежных мужчин. Ничего хорошего об этой явно худшей половине человечества они не говорят, и кавалера с гарденией (самое время вспомнить название пьесы) ни одна из них, кажется, не встречала. В зале расставлены горшочки с этим нежным, и как говорят ботаники, весьма капризным растением. Мужчины в торжественные моменты вдевали гардению в петлицу. «Ты прекрасна», — сигнализировал цветок даме. Где они, эти сигналы? Одному моральному уроду пришлось заплатить за то, чтобы женился, другой оставил жену с ребенком и исчез в неизвестном направлении, третий — ни рыба, ни мясо, четвертый — вроде бы ничего, но выйти за него замуж? — подумать надо. Вместе с тем назвать дам воинствующими феминистками — язык не поворачивается. Все они тоскуют по большой любови, жаждут прислониться к крепкому плечу. Но при этом настолько самодостаточны, что сами к себе кого угодно прислонят. Оттого и оставляет спектакль двойственное чувство. С одной стороны, молодцы, что выдюжили. А с другой — не лучше ли было в какой-то момент вспомнить, что сила женщины — в слабости... Театр имени Пушкина и его худрука, основателя режиссерской лаборатории Евгения Писарева можно поздравить с удачей. Работа Семена Серзина практически безупречна — за одним исключением. Вымышленные судьбы четырех полячек режиссер оттеняет реальными судьбами играющих их роли русских актрис. В начале спектакля они усаживаются в метре от зрителей и рассказывают сюжеты из собственной жизни. Посыл режиссера понятен. Что нам произошедшее пусть в близкой, но все равно далекой Польше? А тут свои, родные люди, хорошая возможность сократить дистанцию между сценой и залом, придать спектаклю дополнительную теплоту и доверительность. Однако на деле экскурс в документальный театр, лишь утяжеляет действие, ничего к нему не прибавляя. Такого рода истории, в какой бы стране они не происходили, и без дополнительных приемов найдут путь к сердцу зрителя.