В Мосгордуме есть билеты в ложу
Депутаты ищут способ регулирования отношений театров, зрителей и перекупщиков билетов На вчерашнем заседании комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям представители крупнейших столичных театров, компаний-распространителей и Минкульта искали возможность ввести в рамки закона отношения театров с перекупщиками. Согласия всех заинтересованных сторон пока нет ни в вопросах технологии, ни в вопросах ценообразования. Пока они договорились о создании специальной рабочей группы, в которой могли бы обсуждать проблемы и сообща контролировать рынок. Последним громким скандалом стала ситуация в МХТ, которая произошла в день начала предпродаж билетов на премьеру спектакля Ренаты Литвиновой «Северный ветер» 6 мая. В социальных сетях появилось сообщение пользователя, который рассказал, что покупателей, которые стояли в очереди около театра МХТ, оттеснили охранники, провели без очереди 20 человек, а после их ухода выяснилось, что билетов в продаже больше нет. Зрители обвинили МХТ в сговоре с перекупщиками, но руководители театров и не отрицают, что деятельность перекупщиков помогает им зарабатывать. В самом их существовании театры проблемы не видят. «Я скажу крамольную вещь: спекуляция — явление плохое, но то, что билеты на наши спектакли пользуются таким спросом,— показатель хороший»,— говорит директор Театра на Малой Бронной Константин Чернышев. Участники комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям тем не менее хотели бы сделать деятельность перекупщиков более прозрачной. Так, Минкульт предложил законопроект, согласно которому отношения театра и организации, занимающейся перепродажей, должны быть регламентированы с помощью договора или лицензии. Также компании обяжут продавать билеты только по номинальной цене. Кроме законодательного министерство предлагает и технологическое решение, которое заключается в блокировке сайтов нечестных перекупщиков. Однако и представители театров, и сами организации, которые занимаются перепродажей, называют эту меру неэффективной: «Мы не можем бороться с продажами на “Авито”, где билеты продаются так же, как посуда, ложки и вилки,— говорит заместитель генерального директора Большого театра Олег Мисковец.— Сейчас сайты перекупщиков могут блокировать только по решению суда, но уже на следующий день продавцы билетов могут зарегистрировать новый домен. Мы начали сотрудничать с организациями, которые до суда блокируют сайты». По словам представителей компаний-перекупщиков, использование новых сетевых технологий может быть выгоднее блокировки сайтов. «Технология блокчейн позволяет идентифицировать билеты, также можно отследить статус билетов: находятся ли они в кассе или во внутренней брони театров»,— поясняет генеральный директор Ticketland Виталий Виноградов. Он считает, что в борьбе за прозрачность рынка билетов наиболее эффективными могут быть экономические методы. Количество спекулянтов лежит в плоскости ответственности театра, говорит господин Виноградов: «Театр наций, например, пошел по правильному пути, решив повысить цены на билеты. Мы, со своей стороны, готовы предложить алгоритмы: определить, по какой цене театру нужно продавать билеты, чтобы максимизировать прибыль». «Я не согласна с предложением повысить цены, неправильно, чтобы театры были только для богатых,— возражает директор нормативно-правового департамента Минкульта РФ Наталья Ромашова.— Спекулянты будут продавать любые билеты, даже льготные или пригласительные». Со своей стороны, Минкульт и часть руководителей театров выступают за введение запрета на возврат билетов: с их точки зрения, это позволит театрам быть застрахованными от действий перекупщиков, которые могут вернуть несколько десятков билетов на лучшие места за 15 минут до спектакля. На совещании возникла идея создания общей рабочей группы: обсуждать все нюансы представителям Минкульта, театров и компаний-перекупщиков глава комиссии МГД Евгений Герасимов предложил в специальной «ложе», которая в будущем поможет им совместно контролировать рынок билетов. Слово «ложа» вызвало у собравшихся некоторый скепсис, и прощались они с улыбками. Галина Сахаревич