На открывшемся в Манеже фестивале «Интермузей» кидаются яйцами
Увидеть российские музеи завтрашнего дня, роботов-экскурсоводов, предметы, исчезнувшие десятки лет назад или хранящиеся в сотнях километров от Москвы, — никакая не фантастика, а самая настоящая реальность, пусть иногда и виртуальная. Погрузиться в нее можно до 29 мая на XIX масштабном фестивале «Интермузей» — ежегодном смотре музейных инноваций, ставящем перед собой амбициозную задачу: представить храм искусств будущего. Делают это на сей раз 348 (в прошлом году их было 315) российских и зарубежных музеев. Они предъявляют в Манеже уникальные экспонаты и программы в цифровом формате для специалистов и любителей искусства, в том числе с ограниченными возможностями. Фестиваль не был бы визитной карточкой музейного сообщества, если бы устраивал просто скучный показ. «Интермузей» — это прежде всего бурлящий котлован с сотнями творческих лабораторий, квестов, мастер-классов, лекций, дискуссий, «круглых столов», выставок, которые развернулись на нижнем этаже Манежа («Строители нового мира. Коминтерн. 1918–1924» центра РОСИЗО), в Историческом музее, Музее архитектуры и Московском Кремле. В Манеже ставку делают на инклюзивную программу. За длинным столом в центре зала с десяток человек сидят с перевязанными изумрудными лентами глазами и рисуют, представляя себя незрячими. Как правильно это делать, объясняет сотрудник саратовского Музея Радищева. По соседству на стенде ГМИИ им. Пушкина с помощью тактильной модели слепые и слабовидящие познают будущий Музейный городок, ощупывают 3D-макеты картин Пикассо и Матисса из собрания музея. А зрячие посетители открывают для себя тактильный опыт восприятия и ощущения невидящих людей благодаря темным очкам. Шлемы виртуальной реальности переносят в инновационный центр Эрмитажа, который сейчас активно строится. Застаем его будущих сотрудников за использованием солнечных батарей — после отказа от химикатов при реставрации. Скачав приложение на девайс и наведя его на карточки с фотографиями знаковых скульптур музея, замираем от их вырастания на наших глазах. С тем же самым сталкиваемся на стенде РОСИЗО, который позаботился, в отличие от Эрмитажа, предоставить посетителям планшеты. Наводим их на картинки и получаем знаковые изображения дополненной реальности знаковых произведений из коллекции центра, среди которых «Летящий медведь» Леонида Сокова. Все это возможно благодаря приложению дополненной реальности ARTEFACT, разработал которое Минкульт для российских музеев. Программа не только показывает недоступное, но и распознает экспонаты, рассказывает о них, находит близлежащие музеи и выставки. Третьяковская галерея, поддерживающая в последнее время все инновации, одна из первых перешла на ARTEFACT. Но здесь она решила напомнить про свой проект «Интенсив ХХ», который захватил кольцевую станцию метро «Парк культуры» и поезд метрополитена искусством прошлого века. На фестивале нас переносят в вагон метро, где сидят на вагонных сиденьях и смотрят видеоролик про проект. Зелено-красный дизайн видеоролика и самого стенда опирается на знаменитую картину «Русский ХХ век» Эрика Булатова. От музейных флагманов в сфере технологий не отстают их меньшие коллеги. Про площадку музея современной истории России рассказывает робот-экскурсовод, который свободно отвечает на вопросы посетителей, фотографирует их и отдает распечатанные снимки. Музей лубка удивляет чудо-экспонатом «Аппарат лечения всех болезней», сделанным и расписанным самородком из самарской глубинки Александром Емельяновым. Врач по профессии и художник по призванию, он сделал арт-объект, напоминающий утыканный десятками проводов и кнопок красочный автомат с бензоколонки. Нажимая и дергая их согласно инструкции, посетители всех возрастов получают свою дозу арт-терапии. Еще из столичных площадок выделяется Музей ГУЛАГа. Архитектор Анна Редькина превратила его стенд в песочно-голубой шкаф с секретом, который прячется в десятках ящиков, отсылающих к популярному сегодня на Западе открытому хранению экспонатов. Внутри находим редкие предметы, связанные с лагерями: от карт и документов до фотографий и книг Солженицына. Если все ящики и створки-«первертушки» закрыты правильно, обнаруживаем цитату про «Архипелаг» из российского философа Подороги. Провинция на фестивале не отстает от столицы. Пермский музей современного искусства демонстрирует перевод графики в 3D-модели, тактильные таблички и звуковые информаторы для слепых и слабовидящих. Заслуживает внимания воплощенная один в один в инсталляции картина Николая Пантикова, где черные куры клюют зерно на полу цвета яичного желтка, а между ними прорастает красное дерево с белоснежными простынями на ветках. Рядом лежат картонки с яйцами, с которыми можно делать, что захочется, так как смотрителя у стенда в день открытия фестиваля не было минимум час. За это время кто-то успел съесть часть сырых яиц, покидаться ими или забрать с собой. Мы упомянули одни из самых выигрышных стендов. Естественно, есть и те, чьи организаторы не стали заморачиваться и сделали все для галочки, либо показали почти то же самое, что и в прошлом году, слегка обновив экспозицию. Но общее впечатление от фестиваля впечатляющее. Готовьтесь, многое из того, что представлено здесь, и есть наша музейная жизнь на ближайшие годы.