Призрак будущей оперы

В минувшие выходные в театре «Геликон-опера» состоялся III Международный конкурс молодых режиссеров «Нано-опера». Из 10 конкурсантов выбрали обладателя Гран-при, трех лауреатов и обладателей спецпризов.На исторической сцене Белоколонного зала княгини Шаховской за три конкурсных дня соискатели победы представляли последовательно не только арию, дуэт и массовую сцену из любой оперы по собственному выбору, но и процесс работы над ними. Вердикт выносило жюри под председательством худрука «Геликона» и инициатора конкурса Дмитрия Бертмана. В его состав вошли именитые режиссеры и директора оперных театров. Свое мнение сформулировало и медиажюри, состоящее из известных музыкальных обозревателей и критиков. Так что в той или иной степени оказались отмечены практически все участники конкурса. Хотя надо заметить, что и формально уложиться в отведенные для выступления 10 или 15 минут оказалось задачей практически невыполнимой. А по-настоящему расстраивало, что все конкурсанты куда больше были сосредоточены на иллюстрации текста либретто, а не партитуры и не на осмыслении оперы в целом. Очень часто начинающих режиссеров выручали солисты «Геликона», обладающие феноменальным актерским мастерством. В результате победили те, работы которых пусть были не безупречны, но в них чувствовалась перспектива и вдохновенная влюбленность в оперу. Первое место было присуждено Дмитрию Отяковскому из Санкт-Петербурга. Второе место досталось Даниилу Дмитриеву из Пскова, а третье поделили москвичи Елизавета Мороз и Алексей Смирнов, отмеченный также и медиажюри. На прошлом состязании Гран-при никому не вручили. В этот раз жюри выбрало Руслана Бицоева из Владикавказа. Гран-при «Нано-оперы» — это постановка спектакля на сцене «Геликон-оперы». За финалистами с интересом наблюдали и победители предыдущих состязаний Дмитрий Белянушкин и Андрей Цветков-Толбин. Конкурс «Нано-опера» можно назвать профессиональным талисманом. У абсолютного большинства лауреатов прошлых лет карьера складывается удачно. Следующий конкурс, который состоится через два года, будет снова искать таланты. И тут главное лишь одно — чтобы режиссерского таланта у конкурсантов оказалось не в наноколичестве.

Призрак будущей оперы
© Вечерняя Москва