В Петербурге стартует XVIII театральный фестиваль «Радуга». Среди ключевых событий программы — спектакли западных режиссеров Оливье Пи, Оскараса Коршуноваса, Франка Зёнле и Йонаса Вайткуса, а также постановки российских региональных театров, ранее показанные на «Золотой маске». Фестиваль переживал разные времена — «Радуга» то восходила над Северной столицей, играя цветами в полную мощь, то заслонялась тучами. Но в этом году программа столь интригующая, что ТЮЗ им. А.А. Брянцева, на базе которого проходят мероприятия, имеет все шансы опередить по зрительскому ажиотажу таких сильных соперников, как «Балтийский дом» и фестиваль «Александринский». Откроется форум 30 мая двумя спектаклями по Эсхилу — «Прометей прикованный» и «Просительницы», — которые сыграют в один вечер. Их режиссер Оливье Пи — одна из ключевых фигур сегодняшней театральной Франции, нынешний директор Авиньонского фестиваля. — Постановкой Оливье Пи мы хотели закрыть «Радугу», но из-за графика Авиньонского фестиваля, с которым мы давно дружим, планы пришлось изменить, — рассказала «Известиям» директор ТЮЗа Светлана Лаврецова. — Вместе с театральным коллективом в Петербург приезжает большая французская делегация, которая будет принята на правительственном уровне. А закроется фестиваль трогательным спектаклем-клоунадой Даниэле Финци Паска «Белое на белом». Политические мотивы, заданные французами, будут по-своему продолжены в вильнюсской «Мещанской свадьбе» Оскараса Коршуноваса по пьесе Бертольда Брехта. — Эта комедия обращена к нам и нашим близким, как к зеркалу. Мы включаем в спектакль последние социальные и политические новости, поэтому он постоянно меняется, — говорит режиссер. Наряду с работой Оскараса Коршуноваса из столицы Литвы приедет и «Король Лир» Йонаса Вайткуса. В заглавной роли — известный литовский актер Витаутас Анужис. Хотите увидеть Достоевского по-турецки? Государственный театр из Анкары представит кукольно-драматическую версию «Записок из подполья» (режиссер Эрдинч Доган), как обещают организаторы, с юмористическим подходом к этому невеселому произведению. Международный проект «Отель у реки. Горизонтальное время Джакометти» также создан на стыке драмы и кукол, визуального театра и музыки. Постановщик Франк Зёнле вдохновлялся творчеством швейцарского художника Альберто Джакометти. Некоторые спектакли фестиваля будут перекликаться с петербургским репертуаром. Местная публика сможет сравнить «вахтанговскую» «Грозу» Уланбека Баялиева с нашумевшим в том же сезоне спектаклем Андрея Могучего (вспомним и «разразившиеся» уже в этом году «Грозы» Михаила Бычкова — в Воронеже, а Евгения Марчелли — в Москве: к трагедии Островского сегодня повышенный интерес). Таллинских «Пьяных» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке Лембита Петерсона можно сопоставить с версией того же Могучего. Российская региональная программа в этом году особенно насыщенная. — Мы приглашали новосибирский «Красный факел» с «Тремя сестрами» Тимофея Кулябина в прошлом году, но постановки поехали в Вену на фестиваль «Венские праздничные недели» (Wiener Festwochen), — рассказала Светлана Лаврецова. — Мы стараемся, чтобы российские премьеры, представленные на «Радуге», опережали «Золотую маску», но в этот раз не смогли отказать петербуржцам в возможности увидеть такой резонансный спектакль. Другая постановка, которую уже видели в Москве в рамках «Золотой маски», — «Корабль дураков» из Новокуйбышевска, режиссер Денис Бокурадзе. Так что для петербуржцев «радужная» афиша — прекрасная возможность познакомиться с узловыми образцами сегодняшнего театра, не только зарубежного, но и отечественного.