В Большом театре объявили новых лауреатов приза Benois de la Danse
На Исторической сцене Большого театра прошла юбилейная XXV церемония вручения приза Benois de la Danse. Награда, которую часто называют «балетным Оскаром» была учреждена в 1991 году, а первая церемония состоялась в Большом театре ровно через год. С тех пор каждый сезон приз Бенуа, объявляет своих лауреатов. По случаю юбилея произошло необычное скопление гостей и зал был переполнен под завязку, что в принципе не характерно для первого дня фестиваля. Обычно народ подтягивался только ко второму дню, когда давали гала-концерт «Звезды Бенуа лауреаты разных лет», поскольку именно в этот вечер выступали не никому не известные молодые исполнители, а отборные суперстар мирового балета. После зачитывания поздравительных телеграмм пришедших с разных концов света, начали церемонию награждения. Первые лауреаты Бенуа бывшие примы и премьеры Большого театра Надежда Грачева, Андрей Уваров, Галина Степаненко (в первые годы Бенуа только артисты Большого театра и могли надеяться на получение награды) вручили призы по трем номинациям: «лучший танцовщик», «лучшая балерина», «лучший хореограф». Конфуз произошел при вручении балетного Оскара лучшему хореографу. Вышедшая вскрыть конверт с именем победителя зав. балетной труппой Большого Галина Степаненко конверта на подносе с призом не обнаружила. Не поленилась заведующая приподнять и статуэтку, надеясь, что конверт припрятан где-то под ней, но не было его и там. Оказалось, что в суете его просто позабыли положить, и поднесли уже следом. Победителем оказалась канадка Кристал Пайт, работающая под флагом собственной компании и ставящая балеты по всему миру, например, для таких трупп как Нидерладский театр танца, Кульберг-балет, Балет Франкфурта Уильяма Форсайта, что говорит само за себя. Приз она получила за создание балета для Парижской оперы «Канон сезонов». Тем не менее возможность оценить справедливость такого решения зрители так и не получили, поскольку на гала-концерте номеров её представлено не было, да и на церемонию лауреатка не прибыла. Что вообще-то для Бенуа обычное дело. Так в этом году из выдвинутых в номинации 7 хореографов на церемонию приехало только четверо. Был среди приехавших и модный сейчас хореограф марокканец Сиди Ларби Шеркауи, худрук Королевского балета Фландрии, выдвинутый на номинацию за балет «Выставка» на музыку Мусоргского «Картины с выставки» в оркестровке Равеля. Но показал он на гала другую свою работу «Дидона и Эней» на музыку Пёрсела, что тоже, увы, для Бенуа традиция. Тем не менее зрителей это не слишком расстроило, потому что балет оказался одним из лучших, что показали на концерте под названием «Дефиле звезд». Из заявленных в номинации «Хореограф» на этом «Дефиле» зрители могли увидеть лишь отрывок из балета «Саломея» Демиса Вольпи и показанный как финал вечера современный балет «В ритме пульса» поставленный для Корейского национального балета. Финал получился зажигательным: семеро полуголых девиц в шароварах и лифчиках телесного цвета выстраивали свои замысловатые хореографические комбинации под беспрерывный барабанный бой, чем вызвали энтузиазм у прогрессивно настроенной в хореографическом отношении части публики. Дуэт же Саломеи и Иоанна Демиса Вольпи (парень, наверное, самый молодой из номинантов, и явно подает надежды) хотя и не был лишен интереса в хореографическом смысле, показался через чур уж прямолинейным: в нем дочь царя Ирода (Элиза Баденес) решительно сдергивала рубище с голого (наготу прикрывал лишь бандаж с тонюсенькой ниточкой сзади) пророка, лапала танцовщика Дэвида Мура игравшего эту роль, за обнаженные ягодицы и вообще вела себя блудливо и непозволительно. А открыло «Дефиле» хореографическое подношение «Бенуа де ла Данс» от Юрия Посохова, экс премьера Большого театра, сейчас работающего в Сан-Франциско. В нем он осуществил идею скульптора Игоря Устинова, дальнего родственника и потомка Бенуа, вздумавшего оживить придуманную им скульптурную композицию награды. «Оживление» под названием Toi Moi («Ты Я») в исполнении американских артистов Виктории Джайани (Балет Джофри) и Джозефа Уолша (Балет Сан-Франциско) прошло вяловато и скучно, на скульптуру это никак не походило, но музыка Ильи Демуцкого специально написанная для этого случая, была хороша. Конкуренция среди мужчин в этом году развернулась острейшая. Большие шансы на награду имел, например, премьер Вашингтонского балета Бруклин Мак. Чернокожий американец поражает воображение московской публики своими сверхтехничными наворотами в танце, балансирующими на грани возможного, с 2012 года, когда его на свой юбилей впервые пригласил Андрис Лиепа. Хорошо показал себя в «Спартаке» Юрия Григоровича и рослый премьер Корейского национального балета Дже-У Ли, а еще лучше его партнерша прима этой труппы Сьюл-Ки Пак. Тем не менее титул лучшей балерины получила этуаль Парижской оперы Людмила Пальеро, которая на церемонию тоже не приехала, но имеет репутацию первоклассной балерины, так что сомневаться в правильности выбора не приходится. Другой лауреаткой в этой номинации стала Мария Риччетто из Уругвая, мило и непосредственно станцевавшая со свои партнером Густаво Карвальо дуэт из балета «Ромео и Джульетта» («Балкон») Кеннета МакМиллана. К сожалению, ничего более определенного и обнадеживающего об этой исполнительнице пока сказать нельзя. Вырастит ли она в стоящую танцовщицу покажет время. Этот же отрывок из «Ромео и Джульетты», но в сверхсложной хореографии Нуреева танцевали и звезды Парижской Оперы Леонор Боляк и Уго Маршан, который оказался лучшим среди танцовщиков. Открыли Маршана московские балетоманы на том же Бенуа еще два года назад, в те времена, когда его из корифеев только-только перевели в солисты Парижской оперы. Сейчас он уже этуаль (титул Маршан получил в начале этого года) и столь стремительный карьерный взлет, так же как и нынешнее получение балетного Оскара вполне оправдано. Имеющий безупречную сценическую внешность, прекрасную фактуру, красивейшие ноги, отличную техническую подготовку, пластически выразительный и харизматичный танцовщик оказался главным героем вечера в Большом театре. Непривычное для него пристальное внимание московской публики («в Парижской опере меня так придирчиво не разглядывают, я почувствовал это, сразу как только вышел на сцену Большого театра» - признался мене танцовщик после концерта) он быстро перевел в свою пользу, запросто одолев кружевную вязь навороченных нуреевских комбинаций. Случай Маршана как раз тот, когда артисту, для того чтоб добиться успеха у публики, надо просто выйти на сцену. Не вызывает никаких вопросов решение жюри и относительно Дениса Родькина, который поделил приз с свежеиспеченной этуалью Парижской оперы, что для Бенуа последних лет тоже очень характерно. Проникновенный образ и танец этого артиста в «черном» дуэте ноймайеровского балета «Дама с камелиями» запомнится надолго. Лирико-романтические черты полно выразились на этом вечере и в его исполнении, и во всем его облике. За Дениса я рад вдвойне, поскольку знаю его давно, и был первым кто написал об этом танцовщике, тогда, в 2008 году, еще воспитаннике училища «Гжель». А газета «Московский комсомолец» была первой из СМИ, кто опубликовал с ним, тогда еще отнюдь не премьером Большого театра, пространное интервью (№27019 от 29 января 2016, http://www.mk.ru/culture/2016/01/28/kak-levsha-podkoval-bolshoy-teatr.html). Путь пройденный Денисом Родькиным за 9 лет от выпускника «Гжели» до премьера первого театра страны был впечатляющ и непрост. Как непрост был и его путь к балетному Оскару, высшей награде в области балета. Как и Маршан, Родькин был номинирован на приз Бенуа еще в прошлом году, но их обоих обошел тогда премьер Мариинки Кимин Ким. Тем не менее в этом году профессиональное жюри под председательством Юрия Григоровича оказалось более благоразумным, чем, например, жюри «Золотой маски», в конкурсе которой Денис этой весной тоже участвовал и оценило большие преимущества этого артиста по достоинству. Родькин красив, изыскан, фактурен. В нем привлекает артистичность и работоспособность, умение найти в роли новые выразительные возможности и неизменная способность воздействия на зрительный зал, то проникновенностью образа, то эротичностью и силой танца. Прыжок его высок и стремителен. А рисунок его танца временами то острый, то нежный и томный, наполнен внутренней силой и правдивостью чувств.