Войти в почту

Чаро Санхуан: «Мы привезли в Москву уникальные экспонаты»

В Московском музее современного искусства на Петровке, 25 проходит выставка «Антонио Гауди. Барселона», посвященная творчеству великого архитектора. На открытии экспозиции обозреватель «Известий» побеседовал с куратором проекта Чаро Санхуан. — Выставка Антонио Гауди уже побывала в нескольких странах. В чем отличие московского варианта? — В 2014-2015 годах по пяти городам Японии путешествовала выставка с такой же идеей, но не идентичная московской. Потом экспонаты побывали в трех городах Южной Кореи. Адаптируя проект для разных стран, мы всегда ищем что-то новое, позволяющее развить исходную концепцию. Так, например, в Россию приехали никогда раньше не демонстрировавшиеся публике объекты из дома Висенс, одной из ранних работ Гауди. Это здание — частная собственность, и раньше оно было закрыто для зрителей. Туристы не могли в него попасть. — Узнают ли посетители что-то новое о тех строениях Гауди, которые доступны для посетителей и хорошо знакомы ценителям его творчества? — Да, уникальные вещи, которые никогда не выставлялись, приехали из парка Гуэля. На выставке есть и совсем новые экспонаты. Например, колокол, который создал профессор, изучавший систему колоколов Гауди для своей докторской диссертации. Они не сохранились, но благодаря этому экспонату мы можем понять замысел самого Гауди. — Эскизы Антонио Гауди на выставке представлены в копиях. Где хранятся оригиналы и почему их не привезли в Москву? — Планы фасада дома Мила сохранились в оригинале и хранятся на Кафедре Гауди (исследовательская организация, созданная в 1956 году для изучения и популяризации работ архитектора — «Известия»). Однажды мы их выставляли, но они в ужасном состоянии. Поэтому их не разрешают вывозить. А большинство других эскизов Антонио Гауди погибли во время Гражданской войны в 1936 году, когда его мастерская в соборе Sagrada Familia пострадала от пожара. Однако, выставляя копии планов, мы не воспринимаем их как художественные экспонаты. У нас не было цели показать оригинальные эскизы. Копии, представленные в Москве — лишь вспомогательные материалы для понимания творческого мышления Гауди. Вместе с фотографиями, макетом здания они помогают лучше понять замысел архитектора и принципы его работы. — Еще один вопрос, возникающий у поклонников Гауди: почему среди экспонатов нет практически ничего, что было сделано архитектором за пределами Каталонии? — Во-первых, мы посвящали эту выставку именно Барселоне — знаковому городу для Гауди. Во-вторых, нельзя объять необъятное — приходится исходить из имеющихся площадей. Но важно понимать, что многие вещи с точки зрения экспозиционной логики взаимозаменяемы. Например, дом Висенс в Барселоне и особняк Эль-Каприччо в Комильясе относятся к одному периоду творчества Гауди и созданы в одном стиле. Представив экспонаты, связанные с домом Висенс, мы достаточно полно рассказываем об этом этапе. Из работ Гауди, созданных за пределами Барселоны, мы сделали акцент на крипте в Колонии Гуэля, потому что для самого архитектора этот проект имел особое значение. Он был своего рода творческой лабораторией, в которой Гауди опробовал идеи, позже воплощенные в Sagrada Familia. — Среди экспонатов выставки есть и работы современного режиссера и художника Фредерика Амата. Почему вы решили привлечь его к работа? — Нам важно было показать, как творчество Гауди отражается в современном искусстве. Работа Амата «Ковка» — яркий пример этого влияния. Фильм снимался на доме Мила. При помощи одного отражающего щита и видеаппаратуры Амат создал произведение, которое имеет индивидуальное «звучание», но при этом целиком основано на творении великого архитектора. Камера движется вдоль кованых решеток на фасаде здания, создавая постоянно изменяющуюся, абстрактную картинку, игру линий, отражающую прихотливость и изысканность стиля Гауди. Его искусство не перестает вдохновлять только художников, но и архитекторов, декораторов, дизайнеров. И остается актуальным по сей день. Справка «Известий» Чаро Санхуан изучала современную историю в Автономном университете Барселоны. После окончания университета занималась научной работой и организацией выставок. Исследовала творчество каталонского живописца Эрменехильдо Англада Камарасы и ряда аргентинских художников. В 2003 вместе с Францеском Мирэлльзом издала монографию «Англада-Камараса и Аргентина». В 2011 году вместе с сотрудниками Центра Гауди приступила к работе над выставкой о жизни и творческом пути Антонио Гауди.