«Я — за эмоциональный и чувственный театр»
В Театре на Таганке поставили «Чайку 73458» по Чехову, где в роли Аркадиной на сцену впервые вышла директор театра Ирина Апексимова. Корреспондент «Известий» побеседовал с актрисой об интерпретации знаменитой пьесы и будущем легендарной Таганки. — Наверное, любой театрал как минимум дважды видел «Чайку». Почему вы решили взяться эту пьесу? — Мне очень нравится это произведение. Из-за такого количества постановок сказать, что я этого делать не буду, как-то глупо. Почему решили? Я тоже имею право сыграть роль Аркадиной. Для драматических артистов «Чайка» — это пьеса, через которую обязательно нужно пройти. В ней очень сложная драматургия и интересные актерские задачи. Понятно, что не сразу все может получиться. Пока артисты, особенно молодые, заживут в этом, расставят все точки и акценты… По большому счету, Чехов — это «школьная программа» для актера, его кухня. И потом, знаете, так хочется пожить в этой сумасшедшей драматургии, в том времени, поиграть в трудную любовь. — Кто додумался посчитать количество постановок «Чайки», вынесенное в название спектакля? — Считали специально обученные люди. Наверное, и это не самая точная цифра. Тут же еще не учли студенческие работы, любительские спектакли. А идея вынести цифру в название появилась вполне логично. Я предполагала, что первый вопрос будет, мол, сколько же можно ставить «Чайку»? Да вот столько, ребята, – 73458 раз. — Пригласить в качестве постановщика Дайнюса Казлаускаса — это некая дань московской моде на литовских режиссеров? — Нет, это было предложение самого Дайнюса. Он уже ставил в России несколько спектаклей в коммерческих театрах. Меня с ним познакомил замечательный продюсер Эльшан Мамедов. Наш разговор с Дайнюсом начался сразу с «Чайки». — Режиссер устраивал кастинг среди артистов Таганки, или кандидатуры предлагали вы? — Когда я поняла, что мы будем делать «Чайку», то предупредила его: «У тебя есть одно несчастье, от которого ты не сможешь отказаться — это я в роли Аркадиной». А дальше был кастинг. Конечно же, смотрели не весь коллектив театра. Сначала подбирали по тем запросам, которые представил Дайнюс. Дальше, уже во время читки пьесы, он сам распределял роли и работал с артистами. — В чем главная особенность работы с литовцем? — Каждый режиссер особенен по-своему, и неважно, литовец он или русский. Дайнюс невероятно эмоционален и, к тому же, он блестящий актер. Для нас, артистов, сложность заключалась в том, что повторить демонстрируемое им на репетициях было практически невозможно. Мы пытались, как это положено, считать смысл, переложить его на свою «органику», но он, сволочь, нас в этом, конечно, превосходил. (Улыбается) Мы сейчас все по нему безумно скучаем и думаем о новом совместном проекте. — Вы впервые вышли на сцену Таганки в качестве актрисы. Учитывая, что долгое время Вы были под пристальным взглядом прессы и недоброжелателей, тяжело далось такое решение? — Конечно, ощущалось определенное давление. С другой стороны, я в своей жизни выходила на разные сцены, и, поверьте, это всегда большая ответственность. В данном случае ощущался еще и груз того, что я директор Театра на Таганке. Да, это легендарная сцена, но я играла и на не менее знаменитых сценах — Московского Художественного, Вахтанговского, Шекспировского Королевского театров. Если постоянно думать об этом, тогда можно просто опустить руки и ничего не делать. — Нину Заречную сыграла ваша дочь Дарья Авратинская. Актеры по-разному воспринимают работу с родным человеком на одной площадке. Вы как уживались? — Я понимала, что мне очень сложно будет с ней работать. Мы изначально не договаривались, что будем воспринимать друг друга только с профессиональной точки зрения. Это получилось само собой, по умолчанию. Она для меня просто актриса театра, а я для нее — партнер по сценической площадке. — Авторитет мамы Дарью не давит? — Конечно, давит. Понимаете, с ней-то внутренне все в порядке. Это другие люди почему-то решают, что она должна доказывать свое право выходить на сцену, если является ребенком актрисы. Кому она обязана? Я не знаю. Почему нет таких претензий к другим молодым артистам, которые тоже недавно закончили театральный вуз и пробуют свои силы в профессии? - Сейчас стал особенно актуален Островский: во многих театрах появилась своя «Гроза», «Бешеные деньги» и другие его пьесы. Как думаете, Чехов столь же созвучен сегодняшнему дню? — Островский — социальный автор. А Чехов — он не про актуальность, а про вечность. — Антон Павлович, все-таки, писал для рефлексирующего зрителя. Сегодняшнему поколению молодых это свойственно? — Это совершенно ошибочное представление о Чехове. Если человек, тем более молодой, рассуждает о жизни, смысле существования, — это не говорит о рефлексирующей натуре, а, скорее, о наличии ума. Я верю, что молодежь у нас умная и мыслящая. — Театр на Таганке всегда очень остро откликался на вызовы своего дня. На ваш взгляд, в чем заключается актуальность театра сегодня? — Я ни в коем случае не отношусь к тем людям, которых интересует социальная или политическая актуальность театра. Человек рождается, живет, любит, женится, рожает детей, разводится и страдает. Изо дня в день, из поколения в поколение. Все, что, извините за пафос, про жизнь человеческого духа – актуально всегда. Просто это нужно выражать сегодняшним языком. Если в 1908 году в «Трех сестрах» Чехова произносили фразу «Отец умер ровно год назад» с одной интонацией, то сегодня она будет звучать совершенно иначе. Должна присутствовать живая интонация сегодняшнего человека, выходящего на сцену. Тогда это будет актуально. Я — за эмоциональный и чувственный театр. — 2017 год проходит под эгидой столетия основателя Таганки — Юрия Любимова. Какие мероприятия, посвященные этой дате, будут проходить в театре? — Мы очень скрупулёзно готовим музейное действо, посвященное 100-летию Юрия Петровича Любимова. Отремонтирован его знаменитый кабинет, где на стенах оставлено множество автографов выдающихся личностей. Я понимаю, что для людей это самое интересное место. Но кабинет маленький, всех желающих не вместит. Поэтому мы решили еще и сделать интерактивный музей в зрительском фойе. Кабинет Любимова оживет, зрителю расскажут про людей, которые там оставили автографы. Открытие пройдет 30 сентября, в день столетия Юрия Петровича. Помимо этого, будет сделан виртуальный тур по театру. Его озвучат артисты Театра. И, конечно же, 30 сентября мы покажем легендарный спектакль Любимова «Добрый человек из Сезуана», с которого началась история Таганки. Думаю, мы сыграем его два раза в режиме нон-стоп, потому что в этот день вход в театр будет бесплатным. — Ирина, когда у театра есть легендарная история, то всегда очень сложно перевести его на новые рельсы. Как думаете, удастся ли ужиться «старой» и «новой» Таганке? — Когда-то был старый МХАТ, пришел Олег Ефремов и построил новый театр. А за ним — Олег Табаков. Был театр драмы и комедии Плотникова, пришел Любимов и перевернул представление о театре. Легендарная Таганка Любимова жива и остается в его спектаклях. Но «театр — дело молодых», как любил повторять сам Юрий Петрович. Для того, чтобы появился новый театральный лидер, сегодня надо просто создать благоприятную ситуацию. - Если немного пофантазировать, как это любил делать Антон Павлович, и представить будущее театра на Таганке, скажем так лет через десять, то каким вы его видите? — Мне бы хотелось, чтобы театр жил полноценно. Чтобы здесь была возможность одновременно экспериментировать, делать режиссерские и актёрские лаборатории. В идеале это должен быть большой театральный комплекс, который должен работать 24 часа в сутки. Сейчас, к сожалению, такой возможности нет чисто технически. А хочется, чтобы это был такой многослойный пирог, в котором любой человек мог найти для себя что-то интересное. - Тогда директор Апексимова спокойно сядет в кресло с мыслью, что все сделано? — Ну, я вряд ли успокоюсь. (Улыбается) Начну тогда придумывать еще что-то новое. Спокойная жизнь в кресле директора — это точно не про меня. Справка «Известий»: Ирина Апексимова — заслуженная артистка России. Окончила школу-студию МХАТ, курс Олега Табакова и была принята в труппу МХТ им. Чехова. Обучалась современному танцу в США. Играла в нескольких репертуарных театрах Москвы, а также в антрепризе. Фильмография актрисы насчитывает более 50 работ, в том числе «Му-му», «Святой», «Ширли-мырли». С 2012 года — директор Театра Романа Виктюка. С 2015 — директор Театр на Таганке.