Андрей Житинкин: Хай-тек — не для человека моей профессии 

Андрей Житинкин: Хай-тек — не для человека моей профессии
Фото: Вечерняя Москва
Народный артист России, режиссер живет в самом центре Москвы на Тверской. На стенах его квартиры — старинные иконы, театральные эскизы, картины и даже его собственные портреты. Режиссер рассказал «ВМ» о своей коллекции. — Андрей, вы живете на Тверской, в самом центре. О чем думаете, когда по ней гуляете?
— Я раньше много лет жил на Пречистенке, потом в районе Бауманской, потом на «Аэропорте» в актерских и писательских домах. Тверская, куда переехал, — это наш Бродвей, здесь расположены на одной линии театры, в которых я ставил: Моссовета, сатиры, Ермоловский, чуть в стороне — Бронная и Малый. Рядом МХАТ и «Ленком», куда я люблю заглядывать. Мне нравится до репетиции пройтись и о чем-то подумать. Люблю прогуляться по этой главной для меня улице.
— Андрей, вы рассказывали, что ваше детство прошло недалеко от знаменитого храма на Нерли. И что в доме ваших предков всегда были намоленные иконы. Они по наследству перешли к вам от бабушки с дедушкой?
— Да, и это для меня важно. Во-первых, потому что намоленные вещи хранят дом. Во-вторых, потому что это память о моих предках. Оба моих деда погибли на войне, обеих бабушек нет. Я часто думаю о том, что лики иконописные просветляют суть человека. Мысли эти приходят особенно, когда я репетирую в Театре Достоевского, Чехова, Лермонтова, Пушкина: наши классики были людьми религиозными, и эта составляющая есть в произведениях каждого. А так как сам театр — место мистическое, то меня они часто успокаивают, утешают и дают пищу для размышлений.
— А какие еще памятные вещи вы храните?
— Это вещицы, которые мне дарят зрители, вдохновленные моим творчеством. Поэтому у меня есть несколько моих личных портретов. Один из них недавно написал  — знаменитый светский московский художник, он приехал в Малый театр и подарил мне его после спектакля. А еще, занимаясь сферой театра, коллекционирую театральные эскизы. Из моих последних приобретений — замечательная работа нашего выдающегося художника , работавшего в Большом, в Театре сатиры. Мне подарил свои эскизы и . Я его в свое время «уболтал» вернуться в Драматический театр, и он делал костюмы к моим спектаклям в Малом театре «Пиковой даме» с  и к «Маскараду» с .
Видели бы вы, с каким увлечением он работал! Зайцев обычно для мастеров делает цветной ксерокс, а я иногда у него выпрашиваю один подлинный эскиз. Он мне его подписывал, я его оформлял в строгий и изысканный багет, потому что театральные эскизы надо подавать строго, так как костюмы сами по себе очень яркие. Особенно у Славы Зайцева. У меня есть эскиз красного платья Графини и эскиз костюма Арбенина из сцены игры. Маскарадный костюм мне Зайцев не отдал, потому что на него сразу положил глаз Бахрушинский музей. Подлинники у него сразу приобретаются этим музеем.
— То есть эскизы появляются после творческих союзов?
— Не всегда. В свое время я все собирал за художником , который оформлял у меня спектакли «Милый друг» и «Мой бедный Марат» в . Теперь, когда он точно знает, где найти эскизы, скажем, к спектаклю Театра сатиры с Гурченко и Ширвиндтом в главных ролях. Шаров — человек спонтанный, я за ним собрал почеркушки, листочки, когда он в мастерской театра объяснял кому-то, как и что надо сделать. Поэтому у меня очень много работ Андрея Шарова. Я считаю, что все это должны хранить режиссеры, потому что художники — натуры творческие, куда-то улетают в небесные выси, а режиссеры — аналитики, люди с холодной головой, и это их обязанность.
— Откуда у вас это пристрастие к коллекционированию?
— Мой учитель, режиссер Вахтанговского театра , хранил все-все маленькие записочки, шаржи своих учителей. Может, он и увлек меня. И он говорил: «От спектакля ничего не останется», все исчезает, когда спектакль сходит с репертуара, декорации сжигаются. И умалял все хранить в архиве. Потому что кому-то это обязательно понадобится для книги, для выставки в музее или фильма. У Симонова была просто фантастическая коллекция. Думаю, что эта страсть к коллекционированию — попытка режиссером зафиксировать время. Что кормит нашу память? Я вот перебираю фотографии, смотрю на стены, где висят картины, вспоминаю спектакли — и это дает импульс фантазии. Голые стены или хай-тек — не для человека моей профессии.
СПРАВКА
Андрей Альбертович Житинкин родился 18 ноября 1960 года во Владимире. В 1982 году окончил актерский, а в 1988 году — режиссерский факультет Высшего театрального училища им. Щукин. Сейчас является художественным руководителем «Авторского театра Андрея Житинкина».
Видео дня. Китайцы воссоздали советский сферический танк
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео