Андрей Житинкин: Хай-тек — не для человека моей профессии

Народный артист России, режиссер Андрей Житинкин живет в самом центре Москвы на Тверской. На стенах его квартиры — старинные иконы, театральные эскизы, картины и даже его собственные портреты. Режиссер рассказал «ВМ» о своей коллекции.— Андрей, вы живете на Тверской, в самом центре. О чем думаете, когда по ней гуляете? — Я раньше много лет жил на Пречистенке, потом в районе Бауманской, потом на «Аэропорте» в актерских и писательских домах. Тверская, куда переехал, — это наш Бродвей, здесь расположены на одной линии театры, в которых я ставил: Моссовета, сатиры, Ермоловский, чуть в стороне — Бронная и Малый. Рядом МХАТ и «Ленком», куда я люблю заглядывать. Мне нравится до репетиции пройтись и о чем-то подумать. Люблю прогуляться по этой главной для меня улице. — Андрей, вы рассказывали, что ваше детство прошло недалеко от знаменитого храма на Нерли. И что в доме ваших предков всегда были намоленные иконы. Они по наследству перешли к вам от бабушки с дедушкой? — Да, и это для меня важно. Во-первых, потому что намоленные вещи хранят дом. Во-вторых, потому что это память о моих предках. Оба моих деда погибли на войне, обеих бабушек нет. Я часто думаю о том, что лики иконописные просветляют суть человека. Мысли эти приходят особенно, когда я репетирую в Театре Достоевского, Чехова, Лермонтова, Пушкина: наши классики были людьми религиозными, и эта составляющая есть в произведениях каждого. А так как сам театр — место мистическое, то меня они часто успокаивают, утешают и дают пищу для размышлений. — А какие еще памятные вещи вы храните? — Это вещицы, которые мне дарят зрители, вдохновленные моим творчеством. Поэтому у меня есть несколько моих личных портретов. Один из них недавно написал Даниил Федоров — знаменитый светский московский художник, он приехал в Малый театр и подарил мне его после спектакля. А еще, занимаясь сферой театра, коллекционирую театральные эскизы. Из моих последних приобретений — замечательная работа нашего выдающегося художника Валерия Левенталя, работавшего в Большом, в Театре сатиры. Мне подарил свои эскизы и Слава Зайцев. Я его в свое время «уболтал» вернуться в Драматический театр, и он делал костюмы к моим спектаклям в Малом театре «Пиковой даме» с Верой Васильевой и к «Маскараду» с Борисом Клюевым. Видели бы вы, с каким увлечением он работал! Зайцев обычно для мастеров делает цветной ксерокс, а я иногда у него выпрашиваю один подлинный эскиз. Он мне его подписывал, я его оформлял в строгий и изысканный багет, потому что театральные эскизы надо подавать строго, так как костюмы сами по себе очень яркие. Особенно у Славы Зайцева. У меня есть эскиз красного платья Графини и эскиз костюма Арбенина из сцены игры. Маскарадный костюм мне Зайцев не отдал, потому что на него сразу положил глаз Бахрушинский музей. Подлинники у него сразу приобретаются этим музеем. — То есть эскизы появляются после творческих союзов? — Не всегда. В свое время я все собирал за художником Андреем Шаровым, который оформлял у меня спектакли «Милый друг» и «Мой бедный Марат» в Театре имени Моссовета. Теперь, когда он точно знает, где найти эскизы, скажем, к спектаклю Театра сатиры с Гурченко и Ширвиндтом в главных ролях. Шаров — человек спонтанный, я за ним собрал почеркушки, листочки, когда он в мастерской театра объяснял кому-то, как и что надо сделать. Поэтому у меня очень много работ Андрея Шарова. Я считаю, что все это должны хранить режиссеры, потому что художники — натуры творческие, куда-то улетают в небесные выси, а режиссеры — аналитики, люди с холодной головой, и это их обязанность. — Откуда у вас это пристрастие к коллекционированию? — Мой учитель, режиссер Вахтанговского театра Евгений Симонов, хранил все-все маленькие записочки, шаржи своих учителей. Может, он и увлек меня. И он говорил: «От спектакля ничего не останется», все исчезает, когда спектакль сходит с репертуара, декорации сжигаются. И умалял все хранить в архиве. Потому что кому-то это обязательно понадобится для книги, для выставки в музее или фильма. У Симонова была просто фантастическая коллекция. Думаю, что эта страсть к коллекционированию — попытка режиссером зафиксировать время. Что кормит нашу память? Я вот перебираю фотографии, смотрю на стены, где висят картины, вспоминаю спектакли — и это дает импульс фантазии. Голые стены или хай-тек — не для человека моей профессии. СПРАВКА Андрей Альбертович Житинкин родился 18 ноября 1960 года во Владимире. В 1982 году окончил актерский, а в 1988 году — режиссерский факультет Высшего театрального училища им. Щукин. Сейчас является художественным руководителем «Авторского театра Андрея Житинкина».

Андрей Житинкин: Хай-тек — не для человека моей профессии
© Вечерняя Москва