За резными дверями — царские портреты

Парадный вход в Исторический музей открыт. Под бой кремлевских курантов ровно в 11:00 перед тяжелыми резными дверьми директор музея Алексей Левыкин перерезает красную ленточку. Под замком главный, Парадный вход находился более тридцати лет. Это знаменательное событие — подарок к 145-летию музея, которое отмечается в этом году. На открытии побывал и корреспондент «ВМ».С 1 июня зайти в Исторический музей можно с парадного входа — с Красной площади. Так и задумывали в 1882 году авторы проекта здания и основатели музея Иван Забелин и Алексей Уваров. Львиные головы на тяжелых резных дверях, за ними — живая классическая музыка, а взгляды гостей устремлены вверх... Там, под сводом парадных сеней, — генеалогическое древо русских царей. И их портреты. —Свод в 80-х годах позапрошлого столетия расписывала артель художников Тороповых, — рассказывает хранитель отдела русской графики Евгений Лукьянов. — Генеалогическое древо заканчивалось Александром III, он был в этом доме и видел свой портрет. Бывал ли после у нас Николай II, не знаю. По словам реставратора Натальи Татиевой, для свода парадного входа художники ХIХ века использовали специальные восковые краски, поэтому они не меркнут. — Художники использовали сложную технологию: портреты царей расписывали отдельно на холстах, а орнаменты — непосредственно на стене, — поясняет Наталья Татиева. — После революции в музее любое упоминание о царствующих особах замалчивалось, холсты с портретами были удалены, а орнаменты замазаны. В начале 1980-х их удалось «открыть», двенадцать же портретов обнаружились случайно — их спрятал кто-то из сотрудников музея. На восстановление портретов царей ушло почти три года — работа была долгой и кропотливой. В 1986 году Исторический музей закрылся на долгую реставрацию. — К сожалению, работы длились больше 20 лет. Частично они продолжаются и сейчас. Мы открываем новые пространства и делаем их публичными, — говорит директор музея Алексей Левыкин. После ремонта была изменена инфраструктура музея, кое-что изменилось и в парадных сенях. Историк Андрей Леднев вспоминает, как в начале 1990-х годов в прославленном Историческом музее не было даже отопления. — Прекрасно помню тот день, когда Красную площадь посетила королева Великобритании. А я как раз тогда был в гостях у ребят из музея. Мы стояли и смотрели из окон на залитую солнцем площадь перед Казанским собором, закутанные кто в два, а кто и в три слоя одежды, — говорит Леднев. Территория Монетного двора также открыта для посещений, там разместилась экспозиция под открытым небом. — Двор Монетного двора Исторического музея таким образом оказался включен в публичное пространство и доступен простым гостям, — пояснил историк, москвовед Рустам Рахматуллин. Открытие Парадного входа в музей — событие знаковое не только для историков, но и для простых москвичей. — Это еще раз показывает, что все музеи, и Кремль, и исторические здания, все это принадлежит нам — народу, горожанам, — поделился с «ВМ» один из первых гостей открывшегося Парадного входа, москвич Владимир Раевский. СПРАВКА Собрание Государственного исторического музея отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания Монетного двора. Строительство велось в 1875– 1881 годах, а открылся он 27 мая 1883 года. В 1878 году автор проекта В. О. Шервуд перестал им заниматься и строительство возглавил архитектор Александр Попов.

За резными дверями — царские портреты
© Вечерняя Москва